Дирижер Свердловского театра музкомедии Борис Нодельман: «Чем культурнее люди, тем быстрее растёт экономика»

«Крымская газета» задала несколько животрепещущих вопросов главному дирижёру Свердловскому театра музыкальной комедии, заслуженному деятелю искусств РФ Борису Нодельману, который в рамках «Больших гастролей» находится в Крыму.

«Крымская газета» задала несколько животрепещущих вопросов главному дирижёру Свердловскому театра музыкальной комедии, заслуженному деятелю искусств РФ Борису Нодельману, который в рамках «Больших гастролей» находится в Крыму. Фото:  muzkom.net

- Борис Григорьевич, как вы оцениваете состояние музыкальной культуры в стране, сейчас повальное засилье рэпа, у нас даже фестиваль появился...

- С музыкальной культурой очень плохо. Не знаю почему происходит её уничтожение. Несмотря на то, что во многих городах полные залы, публика, в целом, становится более бескультурной. Люди интеллектуально мало знают и литературу, и музыку. Любой жанр имеет место: хороший рэп, джаз, народное пение, оперетта, классика — замечательно. Но всё должно быть хорошего качества и находить свою аудиторию. Мы классические музыканты, но мы с удовольствием слушаем «Би-2», например, потому что это хорошее музыкальное качество. Зритель тоже должен быть подготовлен. Но сейчас зритель не воспитывается. Необходимо, чтобы люди были разносторонне образованы. Хоть какой-то минимальный ликбез должен быть. Необходимо, чтобы люди обязательно знали и живопись, и музыку, и искусство, и балет. В общем обо всём, что вокруг творится, нужно немножечко знать.

- Сейчас правительством инициирована программа «Культурный минимум» для школьников по различным направлениям искусства, а на ваш взгляд, какие музыкальные произведения должны в ней быть?

- Не знаю, любые, наверное. Начинать надо с популярной классики. Хорошая джазовая, оркестровая музыка. Можно, наоборот, начинать с рок-групп. Допустим, Queen, The Beatles, там очень всё музыкально, потом переходить к американским мюзиклам Ллойда Вебера. Должна быть программа окультуривания — целенаправленная и планомерная. В американской школе детей учат не со сложных произведений, не с Баха, а с просто авангардной музыки: дети шлёпают пальчиками по роялю и начинают понимать, как это интересно. Посредством игры они через лёгкие пьесочки постепенно переходят к сложным, умнеют, и потом знакомятся с классикой. Помню своё детство - учили тяжело, не понимаешь же, что это такое! Тяжёлая музыка, ведь четыре века назад она была. Но очень обидно, когда люди приходят и впервые видят скрипку. Спасибо, что канал «Культура» есть, гениальное изобретение. Но в целом полный зал умных интеллектуальных ребят - все компьютерщики. Странный перекос, вроде умнеет технологически народ, становится более подготовленным, оснащённым, а вот азы культуры утеряны.

- Современные композиторы пишут музыку для музыкальных театров, есть с чем работать сегодня?

- У нас много спектаклей поставлено и специально написаны для нашего театра. Мы привезли и «Казанову», и «Екатерину Великую» - они написаны в сотрудничестве. Сейчас много молодых хороших композиторов и таких классиков, как Дунаевский, Журбин.  Дунаевский написал «Алые паруса», а мы первые исполняли. Есть «Орфей и Эвридика», который написал Журбин. Слава богу, есть композиторы, есть с чем работать.

- Борис Григорьевич, вы лауреат двух «Золотых масок», что они значат для вас, может быть это тяжёлый груз?

- Нет, это просто приятно. Это оценка всего нашего труда, труда оркестра. Дирижёр без оркестра, кто он такой? А солисты поют под нашу музыку. Это комплекс, это театр. «Золотая маска» вроде бы она персональная, но она охватывает всё. Хорошо, когда она идёт за спектакль — каждый кусочек этой маски отдаётся всем. Серьёзная и сложная вещь -  конкурсы, они, конечно, имеют обратную сторону, кто-то недоволен, это и интриги, и обиды. Но нам приятно, что у нас 20 «Золотых масок» в разных номинациях.

Фото: muzkarta.info

- А Год театра в России, как он проходит для вас?

- Мы работаем также, как и в прошлом году. Просто он более пафосный. В Год театра слово «театр» стали больше упоминать. Привлечено внимание, а внутренняя жизнь - она как была всегда активная, насыщенная и ответственная, так и осталась.

- Но может театр в чём-то нуждается, как в подарке под ёлочку?

- Мы нуждаемся во многом, как все театры. Пока опыт показывает, что проблема выбить деньги. С большим трудом удаётся. Вся культура по остаточному принципу. Увы, пока мы не понимаем, что культура народа — это главное, а потом уже идёт экономика. Чем культурнее люди, тем быстрее растёт экономика. Когда придёт понимание, что культура — это первооснова, тогда у нас будет всё нормально.

- Крым на что-то вдохновил, есть время подумать о творчестве?

- Гастроли для нас это ответственная, тяжёлая работа. Это переезды, новые ямы, новые условия, каждый раз на саунд-чек, проживание, питание... Не так всегда просто. Как раз мы думаем о творчестве, но просто нужны дополнительные усилия. Одно дело, когда мы делаем дома, когда уже всё накатано, то здесь приходится искать дополнительные ресурсы, резервы, чтобы всё было лучше. 

Борис Седенко

Последние новости

Меры по предотвращению ВИЧ-инфекции в городе

Важно повышать осведомленность населения о ВИЧ и его последствиях.

Рост числа доноров костного мозга в Крыму

Количество участников Федерального регистра доноров костного мозга в Крыму увеличилось на 60,4%.

Рост заболеваемости респираторными инфекциями в Крыму

За последнюю неделю в Крыму наблюдается резкий рост случаев респираторных инфекций.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Гатчине

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *