К 160-летию М.В. Нестерова

31 мая исполняется 160 лет со дня рождения М.В. Нестерова (1862-1942), русского и советского художника, живописца, участника Товарищества передвижных выставок и объединения «Мир искусства».

31 мая исполняется 160 лет со дня рождения М.В. Нестерова (1862-1942), русского и советского художника, живописца, участника Товарищества передвижных выставок и объединения «Мир искусства».

Михаил Васильевич Нестеров родился 31 мая 1862 года в Уфе в интеллигентной купеческой семье. До двенадцати лет Михаил жил в Уфе, учился в мужской гимназии. Осенью 1874 года по распоряжению отца будущий художник переехал в Москву, чтобы поступить в техническое училище. Не выдержав экзаменов, поступил в реальное училище К. П. Воскресенского.

В 1877 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился под руководством П. С. Сорокина, И. М. Прянишникова и В. Г. Перова. С 1879 года Нестеров начал принимать участие в организованных в училище ученических выставках.

В 1881 году М.В. Нестеров переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств на курс П. П. Чистякова. В 1882 г. вернулся в Москву, вновь поступил в Училище живописи, учился у А. К. Саврасова и В. Е. Маковского. В 1885 году за картину «Призвание М. Ф. Романова на царство» получил звание свободного художника. К концу 1880-х годов стал известен как автор картин на исторические темы, отражающих его интерес к прошлому Российского государства, в частности к допетровской эпохе.

В пейзажах М.В. Нестерова человек словно слит воедино с поэтической русской природой. Герои его картин — странники, отшельники, погруженные в тихое раздумье среди нежных берез, стройных елей и тонких, грустных рябин. В рисунках «Раздумье» и «Девушка у реки» женщины в старинных одеяниях в немом созерцании красоты природы завороженно слушают, о чем рассказывает лес, о чем поют птицы…


Царевна. 1887. Эскиз
Симферопольский художественный музей


Эскиз картины «Царевна» (1887) — одна из ранних работ художника. Сказочный образ возник у Нестерова, когда однажды в сумерках он ехал по железной дороге. «Огненно-красные искры, сверкающие на фоне сизого снега, и огни семафоров вдруг поразили художника красотою своего аккорда, и в фантазии вспыхнул образ царевны с огненной звездой в короне» (С. Дурылин. Нестеров в жизни и творчестве. М., Молодая гвардия, 1965. стр.72)


За приворотным зельем. 1888
Радищевский музей


Работа «Пустынник» (1888-1889) стала первой значительной картиной, которая поставила М.В. Нестерова в ряд наиболее выдающихся живописцев того времени. На полученные за картину деньги в 1889 году Нестеров отправился в первое заграничное путешествие — посетил Австрию, Италию, Францию, Германию.


Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Образ Сергия Радонежского, близкий и дорогой художнику с самого детства, был для него воплощением нравственного идеала. Картина стала первой из цикла работ, посвящённых Сергию Радонежскому, чей образ не переставал волновать художника на протяжении всей его жизни.
С 1889 году художник участвовал в деятельности Товарищества передвижников, в 1896 года стал членом Товарищества.



Видение отроку Варфоломею. 1889-1890
Третьяковская галерея

В 1890г. М.В. Нестеров был приглашен расписывать Владимирский собор в Киеве. Он посвятил церковным росписям и иконам более 20 лет своей жизни: работал в церкви Александра Невского в Абастумане в Грузии, в Марфо-Мариинской обители в Москве, в Спасо-Преображенском соборе в Сумах.

М.В. Нестеров неоднократно бывал в Ялте, в доме, принадлежавшем русскому художнику-пейзажисту, передвижнику Г. Ф. Ярцеву. Этот дом посещали А.М. Горький, А. П. Чехов, Н. Д. Мамин-Сибиряк, А. И. Куприн, Ф. И. Шаляпин,художники В. М. Васнецов, И. Г. Мясоедов.

В 1901 г. М.В. Нестеров отправился в Соловецкий монастырь, познакомился с природой русского Севера. Целью его путешествия были художественные поиски для программной картины «Святая Русь».


Святая Русь, 1901—1906.
Русский музей

Одной из важнейших предреволюционных работ Нестерова стало полотно «Душа народа» (1915-1916, первоначальные названия: «Христиане», «На Руси»), в котором должны были воплотиться раздумья художника о судьбе родины и русского народа. Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни — „Отрок Варфоломей“, к концу — „Душа народа“».


На Руси (Душа народа). 1914-1916
Третьяковская галерея

В послереволюционное время Нестеров всё чаще обращается в своём творчестве к портрету. Неоднократно Нестеров писал также самого себя — в целом художник создал около десяти графических и живописных автопортретов. В 1941 году за портрет И. П. Павлова, созданный в 1935 году, художнику была присуждена Сталинская премия, одна из первых премий в области искусства.


В собрании Симферопольского художественного музея, помимо эскиза к картине «Царевна» (1887) хранится четыре рисунка М.В. Нестерова.


Девушка у реки. 1934
Бумага, акварель.
Симферопольский художественный музей


Девушка. Раздумье. 1939
Бумага, цветной карандаш.
Симферопольский художественный музей


Девушка у озера. 1939
Бумага, чернила чёрные, перо.
Симферопольский художественный музей


У реки. 1940
Бумага, цветной карандаш.
Симферопольский художественный музей

Последние новости

Запрет на распространение информации, отрицающей традиционные ценности, предложен в Госдуме

Фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ» выступила с инициативой о запрете деструктивной идеологии среди молодежи.

Партия «Справедливая Россия» борется с вымогательством у ветеранов СВО

Сергей Миронов призывает к ответственности за преступления против бойцов.

Национализированное имущество приносит Крыму миллиарды рублей

Глава Крыма Сергей Аксёнов сообщил о значительных поступлениях в бюджет региона.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Тюмени, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *