Мёд и яд: как реставрируют панораму обороны Севастополя

СЕВАСТОПОЛЬ, 9 мар – РИА Новости Крым, Анна Петрова. Гипсокартон – на натуральный камень, плитка – на мрамор, заложенные кирпичом стены с трещинами и "аварии" на живописном полотне.

СЕВАСТОПОЛЬ, 9 мар – РИА Новости Крым, Анна Петрова. Гипсокартон – на натуральный камень, плитка – на мрамор, заложенные кирпичом стены с трещинами и "аварии" на живописном полотне. С таким украинским наследием здание панорамы обороны Севастополя встретило новый большой ремонт. Корреспондент РИА Новости Крым узнал, как идет реставрация здания и огромного полотна авторства Франца Рубо на Историческом бульваре и какие открытия в ходе работ делают специалисты.

Удивительный ремонт Почти разрушенное в годы Великой Отечественной войны здание панорамы "Оборона Севастополя 1854-1855 гг. ", построенное в начале прошлого века, восстанавливали в 1948-м, потом реставрировали в 1974-м. С тех пор почти сорок лет комплексных работ не проводили – только "косметику".

Сейчас специалисты закончили демонтажные работы и все стены "оголены". Руководитель проектов компании-подрядчика, ООО "Равелин", Дмитрий Орлов делится впечатлениями:

"Удивило то, что во времена Украины здесь делали гипсокартонные покрытия на натуральный камень. И то, что положили керамогранитную плитку на мрамор".

Еще больше удивило, что некоторые стены выстояли почти 70 лет без укрепления. Например, вот эта, к которой подходим, спустившись на цокольный этаж, где размещался экспозиционный зал подземно-минной войны.

"Стена была заложена кирпичом на расстоянии 10 сантиметров. Есть предположение, что её заложили в 1974 году, чтобы не ремонтировать. А она имела большую трещину, по осадке здания", – говорит Орлов.

Внутренняя стена, которой заканчивался экспозиционный зал, была выложена из кирпича, имела толщину в семь сантиметров и, оказывается, никак не была укреплена. Ее разобрали. Теперь экспозиционное помещение станет больше.

Еще одна стена при демонтаже штукатурного слоя обнаружила в себе кладку "камня-ракушечника и кирпича вперемешку". Когда разобрали, поняли, что там ниши. По словам Орлова, закладывать их снова не будут:

"Это были внутристенные пустоты. Они будут облагорожены и станут достоянием общественности, когда здесь будет экспозиционный зал".

А вот так называемый контрфорс – вертикальная конструкция, принимающая на себя горизонтальную нагрузку здания, которая его фактически "держит". Камень сыпется, всё нужно укреплять. С потолка здесь сняли гипсокартон и обнаружили потолочные карнизы, которые, есть основание полагать, "самые первые, которые были сделаны".

Стены на первом этаже обработают специальным бактерицидным раствором и восстановят штукатурный слой. При этом "все архитектурные и планировочные решения останутся прежними", уверяет представитель подрядчика.

Ниши в стене здания панорамы обороны Севастополя

"Сердце" панорамы авторства Рубо На втором этаже здания специалисты консервируют его главное достояние – масштабное живописное полотно Франца Рубо, размером 115 х14 метров. А также закрывают предметный план.

Приступить к реставрации картины смогут только, когда "уже будет крыша, сухо и без пыли", говорит начальник отдела реставрации живописи компании-подрядчика "Равелин" Марина Верховодко.

А пока полотно обеспыливают и заклеивают специальной микалентной реставрационной бумагой. Это так называемая профзаклейка. Способ проверенный: его применяют и на штукатурной живописи, и на станковой, и на реставрации икон, уверяет специалист.

"Мы разводим 3%-й кроличий клей вместе с мёдом и с антисептиком катамином – ядом, который обеспечивает антисептирование полностью: если что-то там завелось, то это обезвреживает все полотно", – объясняет реставратор.

Мёд, в свою очередь, делает состав более эластичным. Это важно в том числе потому, что полотно местами обветшало. С "авариями" разбираются прямо сейчас, потом будет поздно – можно утратить часть авторского живописного слоя.

"Самые аварийные участки мы уже подклеили для сохранения, чтобы, когда будут снимать профзаклейку больших размеров, не повредился красочный слой, где было отслоение", – пояснила Верховодко.

Сейчас с полотном работает пять человек, но будет больше: все только начинается, говорит специалист.

Миллиард на реставрацию Не исключено, что реставрацией живописи займется тоже эта команда: все решит конкурс. Так или иначе, до этого этапа работ, по словам директора музея Михаила Смородкина, полтора года. Все работы ведутся в соответствии с графиком и "профинансированы до самого конца", заверил он.

"И у нас нет никаких сомнений, что они закончатся в срок и качественно", – заключил Смородкин.

Ранее директор музея обороны Севастополя заявлял, что прогнозируемая стоимость реставрации панорамы и предметного плана составит порядка 300 млн рублей. А реставрация здания обойдется в 711,2 миллионов. Итого - больше миллиарда. Деньги выделяются в рамках нацпроекта "Культура" Минкульта России.

Напомним, панорама "Оборона Севастополя в 1854 – 1855 гг. " была закрыта на реставрацию в октябре 2022. Незадолго до этого директор музея Михаил Смородкин сообщил, что масштабные работы будут вестись в течение трех лет.

Одно из помещений здания обороны Севастополя

Читайте также на РИА Новости Крым:

Когда откроют панораму Севастополя и Исторический бульвар>>

В Диораме Севастополя открыли уникальные экскурсии на реставрацию>>

Первый легендарный бой Кутузова увековечили на диораме в Крыму>>

Источник: https://crimea.ria.ru

Последние новости

Новая инициатива по улучшению городской инфраструктуры

Городские власти представили план по модернизации общественного транспорта.

Заседание Квалификационной коллегии судей Республики Крым

Обсуждены кандидатуры на судейские должности и вопросы аттестации.

Внесение изменений в порядок субсидирования в Керчи

Горсовет Керчи утвердил новые правила предоставления субсидий.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Арзамасе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *