На сцене - национальное достояние: в Крыму выступила легендарная «Берёзка»

Заслуженная артистка России и Республики Северная Осетия-Алания Елена Гришкова и заслуженная артистка России Ирина Цуканова рассказали «Крымской газете» о том, как «Берёзку» принимают в России и за рубежом,

Заслуженная артистка России и Республики Северная Осетия-Алания Елена Гришкова и заслуженная артистка России Ирина Цуканова рассказали «Крымской газете» о том, как «Берёзку» принимают в России и за рубежом, когда лучше отдавать ребёнка на танцы и как стать частью знаменитого коллектива. Фото: Лидия Ветхова 40 лет спустя

– Елена Вилорьевна, вы открыли начало гастролей по югу России в Симферополе. Когда последний раз коллектив посещал полуостров с гастролями?

– «Берёзка» с гастролями в Крым приезжала очень давно – около 40 лет назад. Ансамбль был здесь на гастролях в начале 80-х годов. Но этим летом ансамбль выступал в Ялте на фестивале «Великое русское слово». Кроме того, художественный руководитель ансамбля и главный балетмейстер, народная артистка СССР Мира Кольцова участвовала в этом году на форуме «Таврида». Отправляя коллектив на гастроли, она и заместитель художественного руководителя директор Василий Стодушный просили нас очень ответственно подойти к выступлениям в Крыму.

– Сколько составов сменилось за 71 год существования ансамбля?

– Наш творческий стаж недолог – двадцать лет. Человек заканчивает профессиональное учебное заведение, обычно это в 18 лет, значит, в 38 он уже должен уходить на пенсию. Но не всегда так происходит. Наши актрисы всегда в форме, хороши собой.

– Сколько сейчас танцоров в коллективе?

– Сейчас на гастроли приехали 55 человек. Это практически все. В Москве остались молодые мамы и девушки в положении.

– Как попасть в «Берёзку»? Какие требования выдвигаете к претендентам?

– Очень строгий отбор. Кроме высокой профессиональной подготовки, нужны отличные внешние данные и несомненный талант. Так как наша визитная карточка – это хороводный танец, чтобы показать задачу балетмейстера, должен быть определённый облик русской красавицы. И пусть это прозвучит избито, но нужна любовь к танцу. Если ты не любишь это, ты не сможешь выложить душу зрителю, не будет с ним контакта. Нужно быть фанатом своего дела.

Мы никогда не объявляем набор, потому что у нас никогда нет мест. Но к нам регулярно приходят на просмотр. Художественный совет смотрит профессиональные данные, внешность, проверяем также вокал. Это повергает в шок всех экзаменующихся. Исстари пели, заводя хороводы. Поэтому мы проверяем слух, чтобы человек интонировал, девушки должны напевать интонацию во время танца.

– С какого возраста, на ваш взгляд, лучше отдавать ребёнка на танцы?

– Сейчас очень рано – с четырёх лет детишек уже нужно обучать. Я начинала заниматься в 7 лет и в 10 поступила в школу Большого театра.

– Сколько времени нужно, чтобы артист выучил ваш знаменитый «плывущий шаг»?

– Несколько месяцев. Но «плывущий шаг» – это не фокус или уловка, это способ донести русскую душу. В минимальном движении максимально выразить задачу танца – показать красоту русской девушки. За границей писали: «Если вы хотите знать о России больше – не обязательно читать много томов литературы. Посетите выступление «Берёзки».

– Ансамбль часто выезжает на гастроли. В каких странах побывали за последние годы?

– Последние гастроли у нас были весной по Швейцарии, до этого мы были в Китае. В конце прошлого года был тур по Венгрии. Почему-то принято говорить, что мы выступаем только за границей. А в прошлом году у нас был огромный тур по России – 24 города за месяц.

Везде нас принимают хорошо, но по-разному. В странах Латинской Америки зрители могут топать, свистеть, кричать, когда им нравится выступление. А, к примеру, во Вьетнаме во время премьерного выступления после первого номера в зале стояла тишина. И после второго тоже. Мира Михайловна уже за кулисами говорит снимать с программы поклоны и выходы на бис. Оказывается, что вьетнамцы всё время делают так: «ц-ц-ц-ц» – прицокивают, когда в полном восторге.

–   Сложно ли поддерживать статус национального достояния?

– Да, потому что это требует неимоверных затрат. В первую очередь эмоциональных. Мы постоянно развиваемся. Ансамбль «Берёзка» – это не музей, мы движемся. Уже появилась школа Миры Кольцовой. Мы отличаемся тем, что наши танцы – это не повторение русского народного танцевального фольклора. Это композиции свободные, основанные на русской культуре, взятые из образов природы, национальных промыслов. Все произведения – это миниатюры, рассказы, истории, и мы учим актёров тому, чтобы они выходили на сцену, чтобы полностью раскрыть драматургию танца.

 

Работая в полную ногу

– Ирина Викторовна, сидят ли девушки на диетах?

– По-разному. Конечно, когда мы видим, что кто-то из девушек поправился, мы даём специальные задания, упражнения. Тут я процитирую великую Майю Плесецкую: «Не жрать! Более действенного способа ещё не придумали. Это больше в теории. А в жизни можно всё, но понемногу». Это первое и главное правило. Держать себя в форме помогают наши ежедневные занятия классическим уроком. Даже на гастролях день у нас всегда начинается с классического урока. И полностью отдавать себя на репетициях. Если в полную ногу работаешь, не халтуришь технически и эмоционально, ты не сможешь поправиться, даже если захочешь. Это колоссальные энергозатраты.

 

Андрей Новохатько

Последние новости

Меры по предотвращению ВИЧ-инфекции в городе

Важно повышать осведомленность населения о ВИЧ и его последствиях.

Рост числа доноров костного мозга в Крыму

Количество участников Федерального регистра доноров костного мозга в Крыму увеличилось на 60,4%.

Рост заболеваемости респираторными инфекциями в Крыму

За последнюю неделю в Крыму наблюдается резкий рост случаев респираторных инфекций.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Щёлково, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *