Наталия Дабижа: Каждый фильм - это новая жизнь
Автора. Участницу всех фестивалей детского и семейного кино «Солнечный остров» в Евпатории с нетерпением ждут и юные, и взрослые зрители.
Участницу всех фестивалей детского и семейного кино «Солнечный остров» в Евпатории с нетерпением ждут и юные, и взрослые зрители. Каждая встреча с ней незабываема.
- Наталия Борисовна, не все понимают значение слов анимация и мультипликация, да и самих понятий. Разъясните, пожалуйста.
- В латыни есть слово «анима» - «душа». Анимация соответственно - оживление, одухотворение. Искусство анимации - иллюзия, благодаря которой в кадре двигается то, что само по себе двигаться не может. Это происходит за счёт показа одного за другим множества независимых рисунков. В этом отличие анимации от видео, где снимается действительно непрерывное движение. «Мультипликация» - более привычное для русскоязычного человека слово, оно образовалось от латинского «мульти», что в переводе означает «много». И это понятно: чтобы герой «ожил», его движение нужно много раз повторить. Не менее 10 кадров в секунду. Аниматор «оживляет» своих героев не только рисованием картинок в определённой последовательности, но и тем, что вкладывает в них частицу своей души. Прикоснувшись к Чебурашке, я ощущаю себя этим загадочным существом. Через несколько секунд прикасаешься к Гене - и ты теперь крокодил со всеми его чувствованиями. И так всё время: ты - то один, то другой. Я точно знаю, что персонажи влияют и на тех, кто создаёт кино, и на зрителей. Убеждена, что благодаря Чебурашке во мне стимулировалась доброта. Я играла этого Чебурашку, трогательного, милого, и эти качества входили в мою сущность. Он на меня влиял, как потом Золотая рыбка влияла на мой характер. Это очень интересная профессия. Я счастлива, что в ней оказалась. Каждый новый фильм - это новая жизнь.
- Какие существуют виды анимации?
- Рисованная, компьютерная, песочная. Я занимаюсь кукольной анимацией. Это неслучайно. У моего отца был кукольный театр. И я поняла, что куклы - это моя стихия. Потому что у меня объёмный стиль мышления. «Жизнь в куклах» - это для меня смысл творчества.
- Как рождаются сюжеты фильмов?
- С идеи и чёткого понимания, что ты хочешь сказать. Расскажу, как родилась первая моя картина - «Ваня и Крокодил». Так случилось, что мне пришлось присматривать за чужой собакой, огромным красивым догом. Чего я только не наслушалась на улице, когда выгуливала его! Это были непростые, несытные 90-е. Все вокруг шипели: людям мяса не достаётся, потому что ваши псины всё сжирают. Я даже не ожидала такого шквала агрессии на интеллигентного, безобидного пса. Вспомнилась сказка Чуковского: «Жил да был Крокодил. Он по улицам ходил… А за ним-то народ
И поёт, и орёт: вот урод так урод!». Ходит себе мирно непохожее на окружающих существо, никого не трогает, папиросы курит, а «гимназисты за ним, Трубочисты за ним, И толкают его, Обижают его. И какой-то барбос укусил его в нос». И что Крокодилу оставалось делать? «Оглянулся Крокодил и барбоса проглотил». Такая же участь постигла городового: агрессия всегда вызывает агрессию. Но всё закончилось очень даже благополучно: всех Крокодил вернул живыми и невредимыми. Сделала фильм по этой сказке.
И получила за него свой первый приз.
- Что, на ваш взгляд, способствует успеху?
- Факторов много. Главное для меня - снимать только о том, что волнует, к чему есть острый, нажитый интерес. Экспромты, к сожалению, заканчивается плохо. У меня был печальный опыт с фильмом «Одинокий Рояль». Я не была готова к нему, и он получился компромиссный, не люблю его. Хотя на фестивале в Португалии ему дали приз «За лучшее изобразительное решение».
- А среди особо любимых - какие?
- «О рыбаке и рыбке» по сказке Пушкина. Мне в этой сказке интересен психологический аспект. Жил старик со своею старухой ровно тридцать лет и три года в старой землянке. Значит, наверное, старик не очень-то потрудился, чтоб старухе было хорошо. Кончилось её терпение, вот она и озлобилась, стала жадной. Сколько благ ни получала от Золотой рыбки, всё ей было мало. В конце концов, потеряла всё. Потому что и у Золотой рыбки терпение кончилось: сколько же можно клянчить? Она перестала уважать старика, потеряла к нему интерес, даже почувствовала брезгливость к никчёмному человеку. И я уловила характер рыбки, подумала, что хочу такой быть. Не то что я совсем бесхребетная, но не всегда могу проявить твёрдость. Интересная вещь: мы создаём произведения, а они на нас влияют. Они остаются с нами. Я проанализировала ситуацию, задумалась над ценными качествами: умением дарить, прощать и отказывать недостойным. Ведь принять подарок - это тоже поступок и ответственность. Подарком, который делаете, вы входите в жизнь человека. Я к этому очень осторожно отношусь: если мне человек несимпатичен, я не хочу, чтобы его подарок оставался в доме. Потому что через него подаривший проникнет в мою жизнь.
- Вы внесли во всем известную сказку новых персонажей. Зачем?
- Не в сказку - в фильм. Это скоморохи в масках барана, пастуха, петуха и свиньи, которые мне понадобились, чтобы раскачивать синий лоскут - море. Такой я придумала ход. Потому что не хотелось изображать водную стихию по старинке, или использовать компьютерную графику. Вообще я использовала театральный принцип. Рыбку у меня играет белочка. Зрители это приняли. А на Суздальском кинофестивале мне вручили приз «За оригинальное режиссёрское и изобразительное решение в экранизации всем известной сказки».
- Большим успехом пользуется и фильм «Севильский цирюльник», получивший много призов. А вы сами как к нему относитесь?
- Как к очень важному в моей жизни. Это такое наслаждение - снимать под прекрасную музыку Россини! Музыка тебе подсказывает, она ведёт, она создаёт ритм. Фильм длится полчаса на экране, а я прожила в этой музыке, в этой истории два с половиной года.
- Каждый фильм - это новый пласт в творчестве?
- И в творчестве, и в жизни. Когда снимала «Авраама», соприкоснулась с религиозной темой. Меня предупреждали, что опасно снимать об Аврааме и его сыновьях Измаиле, ставшем прародителем арабов, и Исааке - прародителе евреев, поскольку между этими народами идут постоянные конфликты. Я не разбираюсь, кто виноват, а показываю, что конфликт идёт не от детей. Старший брат Измаил нянчил Исаака, у них не было противоречий. Они начались со ссоры матерей - Агари, родившей Измаила, и Сары, родившей Исаака. Работая над этим фильмом, я испытала новые эмоции и делюсь ими со зрителями.
- У каждого режиссёра - своё кино. Что в вашем на первом месте?
- Для меня значение важное имеют характеры персонажей, раскрытие образов, эмоциональная сторона. Я не умею делать просто формально изобразительное кино. На первом месте - смысловое значение.
И чтобы актёрская работа была хорошая. Приглашала на все свои фильмы Олега Павловича Табакова. Потому что великий актёр привносит свой талант и подсказывает многое тебе.
- Ваши родители работали в «Росконцерте» и «Москонцерте». А сами никогда не думали о том, чтобы стать артисткой?
- Было дело. Даже хотела пойти в театральный институт, Бог миловал. Мне было интересно заниматься многим. Делала деревянную скульптуру, есть хорошие работы. Создавала кукол в театре Образцова, пока не увлеклась анимацией. Мой «крёстный отец» в этом деле - Иосиф Яковлевич Боярский, директор кукольного объединения студии «Союзмультфильм». А выпестовал в профессии Роман Качанов, пригласивший начинающего аниматора поработать над «Чебурашкой». Учителя имеют огромное значение в становлении творческой личности. Работая сейчас со студентами, стараюсь вложить в них весь свой профессиональный и жизненный опыт.
Досье
Заслуженный деятель искусств РФ Наталия Борисовна Дабижа родилась в Москве, окончила Театрально-художественное училище по специальности художник по куклам. Работала режиссёром объёмной анимации кукольных фильмов на киностудии «Союзмультфильм». Обладатель российской кинопремии «Ника» и американской телевизионной премии «Эмми» в номинации «Выдающееся индивидуальное достижение в анимации», многочисленных призов кинофестивалей. Член Академии кинематографических искусств «Ника». Член АСИФА. Генеральный директор студии «Кристмас филмз».
Людмила ОБУХОВСКАЯ.Последние новости
Новая инициатива по улучшению городской инфраструктуры
Городские власти представили план по модернизации общественного транспорта.
Заседание Квалификационной коллегии судей Республики Крым
Обсуждены кандидатуры на судейские должности и вопросы аттестации.
Внесение изменений в порядок субсидирования в Керчи
Горсовет Керчи утвердил новые правила предоставления субсидий.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку