«Сын богов, любимец муз и вдохновения»
Эти слова поэта Дмитрия Веневитинова сказаны не о великом русском оперном певце, солисте его величества и первом народном артисте Страны Советов, актёре кино, мемуаристе,
Эти слова поэта Дмитрия Веневитинова сказаны не о великом русском оперном певце, солисте его величества и первом народном артисте Страны Советов, актёре кино, мемуаристе, художнике Фёдоре Ивановиче Шаляпине, но как нельзя лучше подходят к нему - гениальному сыну земли русской. 150-летие Фёдора Шаляпина всколыхнуло внимание к нему. Даже многосерийный художественный фильм снят и идёт в эти дни на канале «Россия 1».
Выходца из крестьянского сословия, ставшего непревзойдённым в области вокально-сценического искусства, называли «поющим артистом» и «играющим на сцене певцом». Театральный режиссёр Владимир Немирович-Данченко был уверен: «Когда Бог создавал его, то был в особенно хорошем настроении, создавая на радость всем».
Яркие образы героев русских опер, среди которых Иоанн Грозный в «Псковитянке» и Сальери в «Моцарте и Сальери» Н. Римского-Корсакова, Ивана Сусанина в «Жизни за царя» М. Глинки и Бориса Годунова в одноимённой опере М. Мусоргского навсегда вошли в сокровищницу сценического искусства не только России, но и мира.
В жизни и творчестве Шаляпина особое место занимает Крым. Именно здесь больше всего памятных мест, с ним связанных.
Впервые он появился на полуострове в 25 лет. Первый концерт для ялтинской и курортной публики дал 16 сентября 1898 года. Восторги слушателей и лестные слова в провинциальной газете «Крымский курьер» как о «певце-художнике в самом серьёзном значении этих слов» он назвал первым публичным признанием таланта. Пророчество обозревателя газеты: «Какая завидная будущность предстоит замечательному таланту!» - сбылось.
На этом концерте в городском театре ему аккомпанировал Сергей Рахманинов, с которым они потом выступили ещё в Гурзуфе, в алупкинском Воронцовском дворце и в Севастополе. А среди зрителей был Антон Павлович Чехов, вспоминавший позже, какой фурор произвёл певец на почтенную публику, долго не отпускавшую его со сцены, а потом водрузившую на грудь кумира лавровый венок.
В тот приезд Шаляпин и Чехов сблизились. Особенно частыми были встречи в 1902 году, когда Шаляпин жил на даче Максима Горького «Нюра» в Мисхоре.
Крым сдружил актёра и с Максимом Горьким. Они даже вместе работали над автобиографической книгой артиста «Страницы моей жизни» в роскошном форосском имении Константина Капитоновича и Терезы Валентиновны Ушаковых в июне-июле 1916 года. Это крымское сотворчество писатель отразит в рассказе «Песня» и в незаконченной пьесе «Яков Богомолов». Свои чувства Горький выразил другу словами: «Ты в русском искусстве музыки первый, как в искусстве слова первый - Толстой». Коротко и ёмко обозначил значение совершённого им: «Русскую песню пронести через весь мир, да ещё со славой - это мог только Фёдор, только русский гений».
Местом сердечной привязанности стал для Шаляпина Гурзуф. В том числе и потому, что там жил художник Константин Коровин. Прекрасный рассказчик и импровизатор Шаляпин, знаток поэзии, музыки, архитектуры и этнографии Коровин потянулись друг к другу с первых дней знакомства. На даче Коровина в Гурзуфе певец стал довольно часто появляться с 1913 года.
В 1916 году Фёдор Иванович приехал на курорт с семьёй, и поселился на даче «Суук-Су» Ольги Михайловны Соловьёвой. Любуясь из окна виллы «Орлиное гнездо» возвышавшейся недалеко от берега скалой, известной под названием «Пушкинская», он вообразил, как хорош будет на её вершине «Замок искусств».
Родилась, прижилась и размножилась легенда о приобретении скалы у Ольги Соловьёвой, которая сначала якобы наотрез отказалась продать эту часть принадлежавшей ей земли, а потом, услышав пение Шаляпина, попросила принять её в дар. Развенчала домыслы известный ялтинский чеховед Алла Головачёва: «Как свидетельствуют архивные документы, 20 августа 1916 года Шаляпин купил участок в имении «Суук-Су» с Пушкинской скалой, причём по условиям купчей скала, именовавшаяся прежде «Пушкинской», отныне должна была называться «Шаляпинский утёс». На покупку потрачено 10 тысяч рублей».
Неувязочка и с привязкой скалы к имени поэта. Он, конечно же, любовался ею и с моря, и с берега, но название она получила из-за звука пушечного выстрела, с которым о скалу разбивались волны, хотя правильнее было бы в таком случае именовать Пушечной. Но уж так получилось.
В 1932 году в Париже Шаляпин с горечью говорил о неосуществившейся мечте: «Я желал собрать в одну группу молодых певцов, музыкантов, художников и в серьёзной тишине вместе с ними, между прочей работой, работать над созданием идеального театра. Я желал окружить этих людей также и красотой природы, и радостями обеспеченного уюта».
Проект «Замок искусств», выполненный другом Шаляпина, известным архитектором Иваном Фоминым, сохранился. Все четыре эскиза необычного сооружения хранятся в московском Музее архитектуры имени Щусева.
Шаляпин и Коровин вернулись в любимый Гурзуф памятниками из бронзы, которые встречают посетителей у входа в Дом творчества художников имени К. А. Коровина. В стенах сохранившегося дома Константин Алексеевич написал в 1911 году самый знаменитый портрет друга. А создано их немало. Но всю нежность и теплоту художник вложил в этот, где артист в белом костюме сидит на открытой террасе в непринуждённой позе. В нём и лиризм, и обаяние, и мощная энергетика великого человека. Каждая встреча для обоих была праздником, и мы видим на полотне человекапраздник.
Своё последнее крымское лето Шаляпин провёл в 1917 году в Нижнем Мисхоре. Сюда к нему приехали матросы из Севастополя с просьбой принять участие в подготовке благотворительного концерта в пользу Севастопольского клуба Флота и Армии, Общества народных университетов и Комитета союза инвалидов. Фёдор Иванович отобрал в хор сто матросов и две недели проводил репетиции с ними. Грандиозный концерт, на котором присутствовали тысячи зрителей, состоялся 12 июля на Приморском бульваре. Выйдя на сцену в матросской форме с красным флагом в руках, Шаляпин приветствовал зрителей: «Я горд и счастлив, что смог приехать к вам, граждане матросы и солдаты. Я счастлив приветствовать в лице Черноморского флота свободную русскую армию». Тогда он впервые исполнил своё сочинение - «Песнь революции».
В прошлом году, спустя ровно 105 лет, на севастопольском Приморском бульваре состоялся концерт в память о том давнем. Произведения из репертуара Фёдора Шаляпина исполнил народный артист России, солист Большого театра Владимир Маторин.
В память о пребывании великого россиянина на полуострове на фасаде форосского дома усадьбы Ушаковых, ставшего позже санаторским корпусом, в ноябре 1969 года установлены мемориальные доски с бронзовыми барельефами Горького и Шаляпина. В память о выступлении в Ялте имя Фёдора Шаляпина увековечено мемориальной доской на фасаде ялтинского Театра имени А. П. Чехова. Стена фойе на втором этаже украшена барельефом певца. Бронзовый бюст установлен в парке санатория «Гурзуфский».
Вдали от Родины патриот Отечества не принял иностранного подданства. Тоскуя по родной земле, открыто признавался: «Я люблю Россию - без формул, без рассуждений. Сердцем люблю...».
29 октября 1984 года прах истинно русского человека был перенесён с парижского погоста Батиньоль на Новодевичье кладбище Москвы.
Полётный голос Фёдора Шаляпина - высокий бас светлого тембра - продолжает звучать и в небесных сферах, и на земле, сохранённый для нас и всех будущих поколений в полном собрании записей с 1907-го по 1936 год. Слушаешь его, и вспоминаются слова советской прима-балерины Галины Улановой: «Когда пел Шаляпин, казалось, что поёт сама Россия».
Людмила ОБУХОВСКАЯ.Последние новости
Новая инициатива по улучшению городской инфраструктуры
Городские власти представили план по модернизации общественного транспорта.
Заседание Квалификационной коллегии судей Республики Крым
Обсуждены кандидатуры на судейские должности и вопросы аттестации.
Внесение изменений в порядок субсидирования в Керчи
Горсовет Керчи утвердил новые правила предоставления субсидий.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований