«История, не доносящая правду, вызывает сомнения»

Образование сегодня находится на передовой государственных интересов, поэтому оно очень хорошо финансируется.

Валентина Лаврик. Фото пресс-службы Минобразования РК.

Образование сегодня находится на передовой государственных интересов, поэтому оно очень хорошо финансируется. Власти не жалеют средств, понимая, что от того, какими вырастут сегодняшние школьники, зависит будущее страны. О том, как преображаются крымские школы, почему меняются стандарты образования и с какими проблемами ещё предстоит работать, мы говорили с министром образования, науки и молодёжи РК Валентиной ЛАВРИК.

Инвестиции в будущее

- С какими успехами в реализации нацпроекта «Образование» заканчивается этот год? Что удалось сделать? Были ли какие-то трудности, например, с подрядчиками?

- Уже можно говорить о том, что отработана система взаимодействия с подрядчиками, которые ведут строительство и обеспечивают выполнение контракта по закупкам. В этом вопросе проблем нет. В целом по национальному проекту «Образование» в рес­публике реализуются четыре региональных проекта. Первый - «Современная школа». В его рамках в этом году было поставлено оборудование в «Кванториум», открытый на базе симферопольской школы №4. Уникальное оснащение направлено на инженерно-техническое образование детей. Также по этому проекту обеспечено оборудование для реализации адаптированных программ для детей с различными нозологиями в феодосийском и симферопольском интернатах. По проекту «Современная школа» введено в эксплуатацию учебное учреждение в селе Трёхпрудном Симферопольского района на 700 мест. Это уникальный образовательный центр с красивой архитектурой и интересными пространствами для детей. Ведь в школе важен не только учебный процесс, но и воспитательный.

В рамках проекта «Современная школа» в этом году открыты 50 центров «Точка роста». Это центры научно-технического оснащения, которые дают школьникам возможность углубить знания по физике, химии, географии и другим предметам. Современное оборудование вводит детей в практику и даёт представление об окружающем мире. Кроме того, происходит отработка практических навыков, которые дополняют полученные теоретические знания. Мы понимаем, что результат работы таких центров отложенный. Но уже в этом году в Крыму было 39 стобалльных результатов по ЕГЭ, что на 30% больше, чем годом ранее.

- Ещё один региональный проект - «Успех каждого ребёнка». Какие там успехи?

- В его рамках в этом году создано 8,8 тыс. мест для дополнительного образования. По данному направлению школы оснащены комплектами для музейной педагогики, специальным оборудованием для преподавания начальной военной подготовки, а также всем необходимым для занятий спортом и искусствами. Кроме этого, мы дооснастили классы, которые реализуются в программе предпрофессионального образования: инженерные, медицинские и аграрные. В частности, установлены теплицы, и у детей есть возможность попробовать поработать на земле и таким образом, возможно, сформировать мотивы к получению будущей профессии. 

Также по этому проекту установлены десять спортивных площадок и выполнен капитальный ремонт одного спортзала. И ещё один знаменательный проект - создание в Крыму центра для одарённых детей «Импульс». С 1 сентября заступила первая смена ребят, которые приехали со всех уголков республики. Они живут на базе школы-интерната, получают уникальные программы по направлениям наука, спорт и искусство. Там же они проходят и общеобразовательные программы.

- И, наконец, проекты «Цифровая образовательная среда» и «Патриотическое воспитание».

- Благодаря первому 41 школа получила комплект оборудования, в состав которого вошли компьютеры, мультимедийные интерактивные дос­ки, проекторы и телевизоры. В целом по данной программе оборудование получили около 400 школ республики из 541. Его поставки запланированы и на следующий год. Кроме того, в рамах этого проекта в республике создана интернет-платформа, которая содержит весь материал, требуемый для обучения и воспитания детей. Есть раздел для учителей, для школьников и для родителей. К этой платформе уже подключены все крымские школы.

И, наконец, четвёртый региональный проект - «Пат­риотическое воспитание». Практически во все крымские школы уже поставлена государственная символика для оформления пространства как в помещениях, так и на улице - для проведения еженедельных линеек с церемонией поднятия флага и исполнением гимна.

«Золотой» стандарт

- С 1 сентября в школах начал действовать единый стандарт образования. В чём суть этого нововведения?

- Раньше ребёнку было очень сложно адаптироваться после перехода из одной школы в другую. Сейчас разработаны федеральные государственные образовательные стандарты. То есть, все школы Российской Федерации работают по одинаковым программам, по одинаковым планам воспитательной работы, которые являются базовыми для закладки морально-нравственных ценностей детей. Иными словами, «золотой» стандарт и единое образовательное пространство - это та база, которая должна быть в каждой школе, которую должен получить каждый ребёнок. Многие в связи с этим беспокоятся, что школы утратят свои индивидуальные программы. Их тоже можно реализовывать, но с учётом общей базы. Поэтому с седьмого класса организуется углублённое изучение определённого предмета в зависимости от того, какое направление выбирает школа, ориентируясь на кадровый потенциал. Понятно, что нельзя углублённо изучать дисциплину, если её некому преподавать. В Крыму таким образом организованы, например, «Курчатовские классы» с углублённым изу­чением физики, химии и математики.

- Оставит ли единый стандарт пространство для профессиональной реализации учителя?

- Конечно. Более того, теперь у учителей появилась возможность не тратить время на подготовку организации учебного процесса, используя уже готовые единые программы. Педагогу достаточно взять план работы и встроить в своё расписание. Раньше на подготовку планов уходило очень много времени и ресурсов. Нужно было разработать индивидуальные рабочие программы по каждому предмету для каждого класса. К этому ещё необходимо было подобрать материал, разработать оценочные средства. Теперь есть готовые разработки, которые ложатся в основу урока. Но это не мешает педагогам привносить и что-то своё. Задача единого стандарта в том, чтобы упростить работу учителя, но при этом сделать её ещё более результативной.

- Раз во всех школах дейст­вует единый образовательный стандарт, учебники тоже должны быть одинаковыми?

- Да, учебники также будут едиными для всех школ. В этому году мы закупили их для первых и пятых классов, три учебника для седьмого класса, а также учебники по истории для десятого и одиннадцатого классов.

- Появление этого учебника, кстати, вызвало бурный общест­венный интерес. В чём его основное отличие от тех книг, что были раньше?

- Очень важно, чтобы дети понимали причины тех геополитических событий, которые происходят сегодня. Они должны быть объективными и правдивыми, а не перекрученными. История, которая не доносит правду, путает ребят и вызывает сомнения. Теперь есть единая позиция и чёткое объяснение причин тех событий, которые происходят в наши дни. 

- Появление нового учебника сулит какие-то изменения в ЕГЭ по предмету?

- Да, обязательно. Поэтому обращаю внимание одиннадцатиклассников, что уже в этом учебном году в ЕГЭ будут вопросы из нового учебника.

Репетитор объяснит

- Россия практически вошла в десятку стран-лидеров по качеству школьного образования. В чём секрет успеха? И от чего, на ваш взгляд, зависит качество школьного образования?

- От понимания государст­венной политики, прежде всего, педагогами, которые реа­лизуют учебные программы. От того, как они будут формировать мотивы обучения. Вторая составляющая - это семья ребёнка. Важно то, какие приоритеты она устанавливает, насколько она едина со школой в требованиях к ученику. Эгоистическая позиция, когда родители просто отправляют ребёнка в школу и пусть его там учат, не даёт возможности должным образом заложить морально-нравственные ценности. Поэтому очень важно, чтобы семья и школа работали над одним результатом - воспитанием успешного, самостоя­тельного человека, умеющего трудиться.

Кстати, хочу сказать, что школьников расхолаживает то, что родители нанимают для них репетиторов. Зачастую дети решают, что необязательно слушать то, что учитель говорит на уроке - потом всё это объяснит репетитор. А во время занятий можно отвлекаться, играть в телефоне, мешать одноклассникам и педагогу. В итоге ребёнок не отдыхает после уроков, занимаясь с репетитором, и не усваивает должным образом школьную программу. Это серьёзная проб­лема, по которой, я думаю, рано или поздно нужно будет принимать решение.

- Какие ещё проблемы современной школы вы считаете самыми больными?

- Для республики очень актуальна проблема второй смены. Она всё ещё есть в 90 школах. Примерно 20 тыс. детей сейчас учатся во вторую смену. Проблема характерна для школ крупных городов, при этом в сёлах классы пус­тые, и дети страдают из-за фактического отсутствия социализации. Для решения данной проблемы республике требуется построить шесть школ.

Елена ЮМАНОВА.

Последние новости

Новая инициатива по улучшению городской инфраструктуры

Городские власти представили план по модернизации общественного транспорта.

Заседание Квалификационной коллегии судей Республики Крым

Обсуждены кандидатуры на судейские должности и вопросы аттестации.

Внесение изменений в порядок субсидирования в Керчи

Горсовет Керчи утвердил новые правила предоставления субсидий.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Сибае

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *