«Надо возвращаться к… Марьям Ивановнам»

Об экспериментах в образовании, отмене экзаменов, каким должен быть ЕГЭ и мужчинах в школе.

Об экспериментах в образовании, отмене экзаменов, каким должен быть ЕГЭ и мужчинах в школе. Об этом и не только «Крымская газета» поговорила с директором МБУ ДПО «Информационно–методический центр» Симферополя Анжеликой Пулиной.

1. Анжелика Анатольевна, о том, какой должна быть система образования, сегодня говорят и спорят в Госдуме, школах, вузах и на различных форумах. Складывается впечатление, что общество в этом вопросе зашло в тупик. Или нет?

– Есть ощущение тупика. Но на самом деле такие тенденции в образовательной сфере наблюдаются не только у нас, но и в мире. Бывая в школах в Китае, Германии, США и других стран, я интересовалась этими вопросами тоже. Мне есть с чем сравнивать. Не так давно мы с коллегами встречались с заместителем министра образования Финляндии, изучали их опыт. Могу сказать, что  мы имеем хорошее наследство в сфере образования, очень хорошую базовую школу. Поэтому сегодня к её истокам обращаются педагоги самых развитых стран. Эта система консервативна. Но именно её консервативность и обществу позволяет быть устойчивым и сохранять самое лучшее, что есть у него. Не зря мы сейчас возвращаемся, например, к наследству основоположника научной педагогики в России Константину Ушинскому. Опять же – к своим истокам.

2. Это происходит только в Крыму?

– Везде в России. Например, один из наших кураторов из Академии постдипломного образования Санкт-Петербурга, будучи у нас, признался, что надо возвращаться к… Марьям Ивановнам. Он имел в виду учителя, который знает каждого ребёнка, знает, чем он живёт, знает всю его семью. К сожалению, сегодня за большим количеством бумаг, которые сопровождают работу педагога, часто складывается ситуация, когда дети сами по себе, а учитель сам по себе, ему при всём желании просто некогда уделять много внимания каждому ребёнку. А дети, видя это, уходят в  гаджеты, Интернет. Потому что там у него есть друзья, те, с кем ему интересно, кому он может рассказать о своих проблемах. Поэтому на повестку дня сейчас выходит возвращение к истокам  отечественного образования, к нашим морально-нравственным устоям.

3. А как же реформа образования, о которой тоже говорится немало и в СМИ, и на различных мероприятиях?

– У нас нет сейчас реформирования системы образования. Есть, к примеру, некая борьба при введении профессионального стандарта учителя. Но она идёт давно и вызывает ажиотаж в педагогическом сообществе потому, что якобы стандартизация  убирает из  профессии учителя творчество. На мой взгляд, стандартизация приходит вовремя. Ведь не зря Президент России Владимир Путин поставил задачу – до 2020 года ввести стандарты на все профессии. Да, творчество должно быть, и стандарты не убирают его. Стандарт – это минимум, которым точно должен владеть педагог, чтобы работать по этой профессии. А в рамках своих должностных обязанностей он может использовать различные учебно-методические комплексы, учебники, пособия, дистанционные технологии. Поле его деятельности огромное. Я всем пытаюсь донести, что стандарт – это хорошо, он нужен для директора школы, чтобы защитить учебное заведение от непрофессиональных учителей. К сожалению, бывают и такие. Стандарт необходим, чтобы, в свою очередь, защитить учителя от каких-то лишних требований директора.

4. О безграмотности нынешних выпускников школ, да и вузов тоже, ходят легенды. Это изъяны современной системы обучения сказываются?

– В этом году многие ученики не сдали ОГЭ – основной государственный экзамен по русскому языку. Пытались сдать второй раз, тоже не получилось. Мы долго обсуждали с коллегами почему. И пришли к выводу, что огромное значение имеет окружение ребёнка, то есть семья. Плюс, к огромному сожалению, у многих ребят есть различные заболевания, которые родители не хотят  выставлять на всеобщее обозрение, не хотят вести детей на медико-педагогическую комиссию. В результате им не присваивают статус ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), который даёт ребёнку некоторые льготы при прохождении ОГЭ.

5. Предложение главы Сбербанка Германа Грефа об отмене школьных экзаменов вызвало неоднозначную реакцию в обществе. По-вашему, экзамены в школе необходимы?

– Безусловно, экзамены должны быть. У меня 30 лет педагогического стажа, и сегодня я не бросаю работу в школе. Считаю, что на интересном пути познания для любого школьника экзамен – это определённый этап, который показывает результат его деятельности. Человек, завершая  определённый уровень обучения, должен понимать, что его ждёт испытание. Его преодоление – это тоже хороший опыт. К тому же подготовка к экзамену – это ещё и возможность подтянуть недочёты, которые были допущены в процессе обучения. Кстати, экзамены в той или иной форме есть абсолютно во всех системах образования мира.

6. Тем не менее количество нареканий на тот же ЕГЭ не уменьшается...

– На мой взгляд, единственный недочёт нашего ЕГЭ в том, что он захватывает не только базовый школьный материал, а ещё и сверх него. Поэтому педагогическому сообществу необходимо работать над решением этой проблемы. Потому что задания, которые вдруг появляются на ЕГЭ, выпускник обычной школы, который не занимался с репетиторами, не всегда может выполнить. Мне не нравится ситуация, когда родители загоняют денежные средства на подготовку ребёнка к ЕГЭ. Экзамен должен быть рассчитан на то, чтобы его сдал учащийся среднего уровня, а не заоблачного, и опираться на программу, по которой мы работаем со всеми детьми.

Естественно, уровень подготовки у каждого ребёнка всё равно индивидуальный. И многие регионы РФ работают по индивидуальным образовательным программам учащегося. Это технология будущего, которая способствует самореализации детей и направлена на формирование и развитие широко образованной, социально адаптивной, творческой личности. В Крыму пока таких программ нет и опыта такой работы тоже. Зато у нас есть, например, хороший многолетний опыт профильных и предпрофильных классов.

7. Возвращение в школы астрономии, занятий по шахматам вы как оцениваете?

– Это замечательно, потому что работает на развитие логики ребёнка, целостного восприятия мира. Но проблема в том, что у нас дефицит специалистов соответствующего профиля. Кадры, которые были, мы, к сожалению, потеряли. Чтобы вырастить новые, потребуются годы.

8. В наших школах по-прежнему учителя в основном женщины?

– Пока да, но наблюдается хорошая тенденция – приходят работать и мужчины – выпускники вузов. Конечно, не все из них остаются. Но в школах их оберегают, всячески поддерживают. Способствуют обновлению педагогических коллективов и меры материальной поддержки молодых педагогов, которые оказываются в Крыму и в Симферополе в частности. Придя на работу в школу, они будут получать плюс к зарплате ещё 10 тысяч рублей в месяц. В этом году в школы Симферополя трудоустроились более 80 выпускников вузов, надеюсь, что большая их часть останется в профессии. Как показывает опыт, это те, кто выдерживает первый адаптивный, очень сложный и ответственный год.

9. Каким, на ваш взгляд, должен быть современный педагог?

– Мы проводили интересное анкетирование среди детей, которые входят в городскую детскую организацию ученического самоуправления «Симфа», и тоже спрашивали у них, каким должен быть учитель. На первое место ребята поставили профессионализм. А на второе место  – кругозор. Им неинтересен педагог, который не может ответить на их вопросы. И на третье – юмор и внешний вид преподавателя. Поэтому я всегда рекомендую коллегам обращать внимание на свой внешний вид. Дети хотят видеть красивую картинку. А как правило, ученики всегда подражают своим педагогам. Ведь все мы помним своих первых учителей.

10. Мы да. Но сегодня отношение к школе иное?

– Сегодня в обществе меняется в лучшую сторону отношение и к школе, и к учителям. Более того, учиться становится модно. И то, что это необходимо, понимают в первую очередь нынешние родители. Это дети 90-х, так называемое потерянное поколение. Тогда многие в силу известных причин были лишены возможности получить хорошее образование. И теперь они хотят в какой-то степени реализоваться в своих детях. Более того, нынешние родители сами очень активные, изучают наши документы, обсуждают их в соцсетях, дружны. И это очень хорошо. Особенно если они работают в тандеме с учителем.

Елена Озерян

Последние новости

Пробки в Симферополе: как избежать заторов на дорогах

Глава администрации города говорит о причинах увеличения заторов и возможных решениях.

Груз с гуманитарной помощью прибыл в город

Специальный груз с медикаментами и продуктами был доставлен в поддержку местного населения.

Новая инициатива по улучшению городской инфраструктуры

Городские власти представили план по модернизации общественного транспорта.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Прокопьевске

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *