НАСЛЕДИЕ К.Д. УШИНСКОГО И СОВРЕМЕННОСТЬ
(посвящается Году педагога и наставника) Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871) – российский ученый-педагог, родоначальник отечественной научной педагогики и народной школы.
(посвящается Году педагога и наставника)
Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871) – российский ученый-педагог, родоначальник отечественной научной педагогики и народной школы. Идеи Ушинского имеют высокую педагогическую ценность и актуальны в современной образовательной практике. Ведущей идеей его педагогической системы является принцип народности (признание и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, его культурного и национального контекста, обучение детей на родном языке, используя фольклор).
К.Д. Ушинский внес особый вклад в развитие отечественной педагогики , заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему. Как отмечали современники Ушинского, «его труды произвели совершенный переворот в русской педагогике», а его самого называли отцом этой науки. Великий педагог считал, что каждая школа, и каждый учитель выполняет одну из двух функций – либо готовит счастье свое родине, либо несчастье.
Автор многочисленных трудов в области обучения и воспитания: книга «Детский мир. Хрестоматия» (1869), учебная книга «Родное слово» (1864); «Человек как предмет воспитания» (1868), «Дневник учителя» (1904); и др. До сегодняшнего дня принципы и идеи из его работ приводятся в качестве цитат в научных исследованиях.
Вклад выдающегося педагога в развитие российской и мировой педагогики огромный и бесценный, это подтверждается востребованностью его идей в современной теории и практике образования. Он всю свою жизнь стремился к тому, чтобы образование мог получить любой желающий, а не только избранные слои населения. Это его стремление дало свои плоды, следующие воспитательные системы базировались именно на фундаментальных трудах К. Ушинского. Память о великом педагоге живет в нескольких десятках учебных заведений его имени, улицах российских городов и библиотеках.
В связи с этим 75-летнюю годовщину его смерти в СССР отмечали серией памятных мероприятий, направленных на возрождение концепции всеобщего обучения. Одним из них и стало учреждение ведомственной медали.
Для подтверждения общественного признания заслуг специалистов и ученых в области педагогических наук 25 мая 1946 года Постановлением Совета Министров РСФСР была учреждена медаль К.Д. Ушинского – ведомственная награда Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, высокая государственная награда, которой отмечают особо отличившихся учителей и деятелей в области педагогических наук, за успешное разрешение вопросов теории и истории педагогики, психологии, дефектологии, школьной гигиены, за создание образцовых учебников.
Медалью награждаются педагогические работники за «значительный вклад в разработку вопросов теории и истории педагогических наук, в совершенствование методов обучения и воспитания подрастающего поколения, культурного и нравственного развития личности; в разработку учебников и учебных пособий, а также учебно-методических материалов». К награждению представляются лица, имеющие стаж работы в области педагогических наук не менее 20 лет и не менее 5 лет работы в организации, представляющей их к награждению.
Среди награждённых медалью К.Д. Ушинского: А.Г. Асмолов, специалист в области общей психологии, психологии личности, исторической психологии и педагогики; М.В. Богуславский, специалист по теории и истории образования; В.М. Брадис, автор учебного пособия по математике «Таблицы четырёхзначных логарифмов и натуральных тригонометрических величин»; А.В. Пёрышкин, автор популярного учебника по физике для средней школы; В.А. Садовничий, ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и др.
Среди крымских татар обладателем почетной награды является кандидат педагогических наук, доцент, педагог-наставник Леннара Умеровна Алимова. В 1983 году за издание учебного пособия «Эстетическое воспитание учащихся начальных классов» автор была удостоена медали им. К.Д. Ушинского и премии, которая была передана с целью благотворительного пожертвования детскому дому (г.Ташкент).
Автор более 70 научных и научно-методических работ, в том числе, монографий «Эстетическое воспитание школьников» (1991) и «Национальные и общечеловеческие ценности в воспитании школьников» (1998).
Зарединова Э.Р.,
научный сотрудник КМКИН
Последние новости
Новая инициатива по улучшению городской инфраструктуры
Городские власти представили план по модернизации общественного транспорта.
Заседание Квалификационной коллегии судей Республики Крым
Обсуждены кандидатуры на судейские должности и вопросы аттестации.
Внесение изменений в порядок субсидирования в Керчи
Горсовет Керчи утвердил новые правила предоставления субсидий.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований