Как крымчанин стал одним из лучших асов Советского Союза

Аметхан Султан – дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии, заслуженный лётчик-испытатель СССР и Почётный лётчик Франции.

Аметхан Султан – дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии, заслуженный лётчик-испытатель СССР и Почётный лётчик Франции. Его имя стало легендой ещё при жизни. В годы Великой Отечественной войны он вошёл в десятку лучших асов, а в мирное время стал испытателем новой авиационной и космической техники. Фото сайта stories-of-success.ru

Имя Аметхана Султана написано на стеле авиасалона в Ле-Бурже (Франция) с пометкой «Лётчик от Бога». Как обычному мальчишке из Алупки удалось достичь таких высот (в прямом и переносном смысле этого слова), узнавала «Крымская газета».

Во имя Победы

Аметхан Султан родился 25 октября 1920 года в Большой Ялте. Его отец – выходец из Дагестана, мать – крымская татарка. С самого детства Аметхан мечтал о небе, поражаясь, с какой грациозной лёгкостью самолёты кружат над Ай-Петри. Окончив школу, парень поступил в железнодорожное училище в Симферополе. Параллельно занимался в местном аэроклубе. Затем учился в Качинской школе военных лётчиков, из которой в 1940 году вышел в звании младшего лейтенанта.

Истребительный полк Аметхана встретил Великую Отечественную в Молдавии. В бои с фашистами молодой лётчик вступил с первых дней войны. Осенью 1941 года он воевал под Ростовом. После тяжёлых потерь полк перебросили в Ярославль. Вражеские войска ещё не дошли до города, но вовсю бомбили его. Дело в том, что именно в Ярославле располагался единственный в Союзе завод, выпускавший покрышки для всех типов самолётов. Уничтожив его, фашистское командование надеялось парализовать все авиазаводы страны.

Взлетев ранним утром 31 мая, Аметхан встретил немецкий «юнкерс». Он вступил в бой, но противник умело маневрировал и уходил от огня. Израсходовав все боеприпасы, советский лётчик пошёл на таран. Его самолёт застрял во вражеском, но он смог выбраться из кабины и приземлиться, воспользовавшись парашютом. «Юнкерс» же упал на окраине города. Двое лётчиков попали в плен, двое погибли при падении. За этот подвиг Аметхан Султан был награждён орденом Ленина. Он стал настоящей легендой, а противники начали узнавать его «по полёту», именуя по рации не иначе как «чёрным дьяволом».

В это время советское командование приняло решение создать своеобразный «воздушный спецназ» из лучших советских пилотов. Таким «спецназом» стал 9-й гвардейский истребительный авиационный полк. Чтобы понять, какие лётчики были в нём собраны, достаточно сказать, что в нём воевали 28 Героев Советского Союза. В состав элитного подразделения вошёл и Аметхан Султан. Он сбивал немцев, воюя на «яках», «чайках», ленд-лизовских «харрикейнах» и «аэрокобрах»… Казалось, техники, неподвластной этому пилоту, просто не существовало. Летом 1943 года капитану Аметхану Султану было присвоено звание Героя Советского Союза. А в январе 1944-го он и его боевой товарищ Иван Борисов сумели захватить самолёт противника, вынудив гитлеровского пилота сесть на советский аэродром.

Свой последний самолёт Аметхан сбил над Берлином в апреле 1945-го, а в июне того же года  стал дважды Героем Советского Союза. Всего за годы войны он совершил 603 боевых вылета, сбив лично и в составе группы 49 самолётов противника.

Место подвигу

После Победы Аметхан нашёл себя, став лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском. За годы работы в ЛИИ крымчанин стал «крёстным отцом» десятков образцов отечественной авиатехники, с честью выходя из любых нештатных ситуаций. Как сказал классик, в жизни всегда есть место подвигу. И дважды Герой СССР его нашёл даже в мирное время. 12 ноября 1958 года на самолёте МиГ-15УТИ, в котором находились Султан и его постоянный напарник – испытатель Валерий Головин, произошло несанкционированное срабатывание порохового патрона катапульты. В результате у самолёта был пробит бак, а Головин оказался зажат катапультным креслом. Разгерметизированную кабину заливал авиационный керосин. В любую секунду мог вспыхнуть пожар. Тогда руководитель полётов приказал Аметхану покинуть самолёт. Но оставить напарника лётчик не мог. В невероятных условиях, при ежесекундной угрозе пожара и взрыва Аметхан Султан посадил самолёт, сумев спасти и товарища, и машину.
Всего крымский лётчик за свою карьеру налетал более четырёх тысяч часов и освоил порядка сотни самолётов. Он трагически погиб 1 февраля 1971 года во время испытаний  бомбардировщика Ту-16. Сегодня памятники ему установлены в Алупке, Киеве, Махачкале, Ярославле, его имя носят улицы в Волгограде, подмосковном Жуковском, одна из площадей Симферополя и даже малая планета. Но самого Аметхана Султана это едва ли бы обрадовало: он не любил почестей, он любил небо.

Мария Савина

Последние новости

Новая инициатива по улучшению городской инфраструктуры

Городские власти представили план по модернизации общественного транспорта.

Заседание Квалификационной коллегии судей Республики Крым

Обсуждены кандидатуры на судейские должности и вопросы аттестации.

Внесение изменений в порядок субсидирования в Керчи

Горсовет Керчи утвердил новые правила предоставления субсидий.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Нижнем Новгороде, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *