Подковерная дипломатия: днепровскую воду могут пустить в Крым
О готовности к подаче воды всё уверенней говорят и в Киеве, и в Симферополе.
О готовности к подаче воды всё уверенней говорят и в Киеве, и в Симферополе. Незаполненный канал у посёлка Ленино в апреле 2014 года
Внимательные наблюдатели не могли не заметить, как 10 октября во время своего пресс-марафона Владимир Зеленский ответил на вопрос о возобновлении подачи воды из Днепра по Северо-Крымскому каналу. А сказал президент Украины журналистам следующее:
«Чтобы такие переговоры были, надо, чтобы кто-то эту тему затронул. Эту тему та [российская] сторона не поднимала… Что мы готовы делать, мы делаем».
То есть как — переговоры? Ещё буквально вчера официальная позиция украинских властей любого уровня была однозначна — подача воды только после возвращения Крыма! И тут вдруг оказывается, России надо только попросить — и воду из Днепра снова дадут…
Разумеется, в Симферополе сразу же наперебой закричали, что никакие подачки из Киева, никакая вода из Днепра им не нужна. Но вот ведь странный момент — 7 октября, то есть всего за три дня до заявления Зеленского, заместитель главы Государственного комитета по водному хозяйству Республики Крым Андрей Лисовский сообщил РИА «Новости – Крым»:
«Готов ли Северо-Крымский канал к запуску воды? Я скажу, что… он находится в технически исправном состоянии и готов принять воду».
Республиканское отделение российского государственного информагентства специально уточнило: канал «готов принять днепровскую воду», — а то вдруг читатели неправильно поймут и решат, что это про какой-нибудь «канал подачи воды с Кубани».
Может, кто-нибудь объяснит: как это может канал поддерживаться в готовности (об этом Лисовский тоже говорил — ведутся работы по очистке канала от заиления, от загрязнения всяким мусором) к приёму днепровской воды, которая Крыму не нужна и не придёт?
Напомню: о том, что днепровская вода процветающему Крыму не нужна даже задаром, что она вредна и опасна, всего четыре месяца назад громогласно заявил председатель Государственного Совета Республики Крым Владимир Константинов. Процитирую его заявление РИА «Новости» 14 июня 2019 года:
«Нам вода от Украины не нужна. Она жутко загрязнённая. Мне недавно сказали специалисты, что вода, которая поступала в Крым, способствовала росту онкологических заболеваний. Что там льется, никто не контролирует, со всей Украины вся эта радиация и стоки сюда шли в Крым».
И вот к её приёму полуостров стоит на «низком старте»?
Да, до какого-то момента чиновники в Симферополе уверенно надували щёки. Но где-то в середине августа вдруг всё начало резко меняться, и они вдруг начали требовать — да, просто-таки требовать от Украины воду из Днепра. Ту самую — с грязью и радиацией, ага.
«Мы хотели бы просить помочь начать зондаж, может быть, переговорный процесс с украинской стороной о том, чтобы они нашу воду пропускали в Крым. Это не вода реки Днепр, которая принадлежит Украине, это наша вода, идущая с территории РФ», — сообщил 12 августа на заседании совета по улучшению инвестиционного климата в Республике Крым заместитель председателя Совета министров и полномочный представитель РК при Президенте Георгий Мурадов.
Что называется — переобулись прямо в воздухе.
К слову, говорит-то Мурадов про те самые переговоры, которые упоминал и Зеленский.
Обратим внимание на дату — 12 августа. Прошло всего 10 дней, и начальник управления Северо-Крымского канала (с украинской стороны) Александр Шевченко вдруг сообщает изданию «Крым.Реалии», что для подачи воды из Днепра в Крым надо достроить специальную дамбу — и она уже готова на 93%. Но просто денег Киев не выделяет. Дайте денег — быстро достроим!
«Технически сейчас подавать воду невозможно. Поскольку дамба не сдана в эксплуатацию. Просто она застопорена. В таком положении вода не пойдет. Ни при каких обстоятельствах», — поясняет Шевченко.
Стоп, а с чего вдруг беспокоиться-то ему? Воду в Крым и не собираются же подавать!
Или всё-таки собираются? «Крым.Реалии» заинтересовались, 22 августа написали официальный запрос в Государственное агентство водных ресурсов Украины и 2 сентября опубликовали полученный официальный ответ (на бланке, всё как положено):
«Учитывая повышение минимальной заработной платы, инфляции и нестабильность ценообразования на рынке строительных и горюче-смазочных материалов и их доставки к объекту, а также в соответствии с рекомендациями Министерства финансов и Государственной аудиторской службы Украины, до конца 2019 года планируется осуществить корректировку проектной документации и приведения сметной документации в соответствие с актуальными ценами и завершить строительство в 2020 году».
Ещё раз. В 2020 году Украиной планируется завершить строительство дамбы, без которой технически невозможно пустить воду из Днепра в Северо-Крымский канал. Зачем тратить деньги (и немалые) на дамбу, если воду не собираются подавать в том же 2020 году?
Удивительно и то, что о приёме днепровской воды по обе стороны границы вдруг как-то уверенно заговорили как о само собой разумеющемся в ближайшем будущем факте в середине августа. А до этого обе стороны стояли в позиции: одна — что воду дадим только в возвращённый Крым, другая — что ваша вода плохая и нам она задаром не нужна (хотя ещё в мае 2014 года тот же Константинов вёл переговоры с Киевом о подаче воды из Днепра по Северо-Крымскому каналу, но раз не удалось договориться о цене — начал говорить крымчанам, что эта вода «опасная»).
Если без сарказма, днепровская вода Крыму нужна — засушливый север полуострова без неё уверенно превращается в полупустыню. Проблему пытались решать добычей пресной воды из артезианских скважин, но если кто пробовал воду из таких скважин, то не мог не обратить внимание, что она солоноватая. В итоге поверхность почвы засоляется и там ничего не растёт, а солёность вод в глубине почв ещё более повышается.
Плохо то, что пять лет этот важный вопрос по обе стороны границы решался людьми, для которых главным было не благо людей, а вопрос сохранения себя любимых у власти, ради чего они могли щедро вешать всем лапшу на уши.
И вот какой интересный момент. 2 сентября я опубликовал на ForPost статью, где писал о появившейся инсайдерской информации :
«Источник рассказал, что обмен военнопленными — это далеко не все договорённости, которые достигнуты в ходе переговоров между Украиной и РФ. Также достигнуты предварительные договорённости по следующим пунктам:
1. в течение года Донбасс получает особый статус;
2. возобновится подача воды из Украины в Крым;
3. шесть месяцев на полное прекращение огня;
4. амнистия в двух странах профильных заключённых.
Соответствующий секретный протокол о намерениях, как уверят источник, уже подписан».
Тогда, разумеется, куча пробитых персонажей начала писать в комментариях, что всё это ложь, что автор статьи — бандеровец, а ForPost превращается в новое «Эхо Москвы».
Что мы увидели за прошедшие с тех пор полтора месяца? 1 октября Киев подписал «формулу Штанмайера» (она предусматривает выборы в ЛДНР, затем их вхождение в состав Украины с «особым статусом» и передачу контроля над границей Украине) и объявил о начале разведения войск на линии фронта. Пока разведение срывается из-за сопротивления националистов, но факт — Украина полна решимости его провести.
Что в Киеве, что в Симферополе всё более уверенно говорят о скорой подаче днепровской воды по Северо-Крымскому каналу — что уже готовы к запуску, надо только немного достроить дамбу, и в 2020 году можно уже будет пускать.
По этому поводу могу сказать лишь следующее: читайте мои статьи на ForPost, и вы всегда будете узнавать обо всём раньше всех прочих. И думайте своей головой.
Владислав Мальцев
Последние новости
Рост спроса на недвижимость в Крыму
В 2023 году наблюдается значительное увеличение интереса к квартирам бизнес-класса.
Проверка интернет-магазинов ветеринарных препаратов выявила множество нарушений
Специалисты Россельхознадзора обнаружили 127 сайтов, торгующих без лицензии.
Право на средний заработок для жителей Крайнего Севера
Конституционный суд РФ закрепил права работников, уволенных в связи с сокращением штата.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку