Фронтовые пилоты
Во все времена спасает и ведёт единство - вопреки национальностям, возрасту, положению.
Во все времена спасает и ведёт единство - вопреки национальностям, возрасту, положению. Оно и искренняя любовь к Родине, готовность к самопожертвованию помогли выстоять в Великую Отечественную. Как говорил герой Евгения Семёновича Матвеева в фильме «Любовь земная» - выстоять и победить. Понять единство многонационального советского народа тогда нам теперь помогает узнавание каждого героя в его нации, чтобы каждая чтила своих настоящих патриотов и все вместе мы не забывали цену Победы. Благодаря читателям, фронтовику Виктору Мартыновичу Бойченко и краеведу, члену крымского армянского общества Вартану Григоряну, продолжаем узнавать о защитниках полуострова - пилотах Крымского фронта Николае Ивановиче Гундобине и Гургене Петросовиче Багдасарове.
Считали погибшим
В газетном архиве сохранился текст письма симферопольца Виктора Бойченко, участника штурма Берлина, награждённого медалью «За отвагу» и орденом Славы, воспоминания о том, как в 1943-м он, житель села Китень (Семёновка) Ленинского района, видел гибель лётчика, вытащил его из воды. К награде за крымские сражения погибший в бою не представлен, но в Центральном архиве Министерства обороны России сохранился наградной лист его единственного ордена - Ленина (заменившего представления к Красной Звезде и Красному Знамени) - в боях в Ростовской области Николая Гундобина тоже считали погибшим…
Представляя к награде 18-летнего пилота 590-го (сражался потом в 494-м истребительном, 49-м гвардейском штурмовом, 101-м истребительном - в боях за Крым) истребительного авиаполка, выпускника Львовской авиашколы, командир Александр Дмитриевич Соколов (первые вылеты совершал у Фёдора Михайловича Телегина) и комиссар Михаил Сергеевич Воронцов постарались максимально учесть боевые дела парня. «В боях на Южном фронте, - читаем в наградном листе, - за период с 13 ноября 1941-го по 8 марта 1942 года произвёл 39 боевых вылетов». Часто по два в день, как 20 ноября 1941 года, - в первом на самолёте И-16 прикрывал группу самолётов И-15бис западнее станицы Аксайской, «пулемётным огнём штурмовал автомашины противника», одну уничтожил, а во втором вылете туда - две уничтожил и «севернее Ростова-на-Дону штурмовал зенитные пулемёты, уничтожил до 10 человек прислуги пулемётов». Спустя два дня снова два вылета - «штурмовал скопления танков и автомашин противника севернее станицы Аксайской. Четырьмя снарядами РС-82 уничтожил танк и 2 автомашины». Во второй раз - «снарядами и пулемётным огнём уничтожил орудие наземной артиллерии, установку зенитных пулемётов и до 10 солдат противника». 23 ноября - два вылета. «В первом сопровождал самолёты И-15бис и штурмовал скопление автомашин и пехоты противника северо-западнее станицы Раковка и зенитные пулемёты на восточной окраине <> уничтожил 2 автомашины и до 30 человек солдат и офицеров противника. Во втором - штурмовал колонну автомашин и танков противника по дороге Аксайская - Раковка, уничтожил танк, две автомашины и до 15 вражеских солдат и офицеров». «29 ноября патрулировал над станицей Аксайской, атакован 8 самолётами противника Ме-109. Вместе с пилотом Кузнецовым (Иваном Ивановичем. - Ред. ) приняли воздушный бой. Самолёты противника ушли. <>
9 февраля 1942-го на самолёте И-15бис штурмовал скопление автомашин и пехоты противника в станице Ново-Николаевка. Бомбами осколочного действия и пулемётным огнём уничтожены 2 автомашины и до 10 солдат вражеской пехоты». 20 февраля на станции Сухая Крынка «уничтожил машину и до 15 солдат. <> 22 февраля обстреливал из пулемётов вражеские автомашины и пехоту на северной окраине Бессергеновки, уничтожил автомашину и до 10 солдат. 23 февраля бомбил бараки с пехотой противника в посёлке Северный, под Таганрогом <> 2 марта штурмовал автомашины и пехоту противника в селе Успенском, прямым попаданием бомб уничтожил 2 автомашины и расстрелял из пулемётов до 10 солдат. 8 марта в первом боевом вылете бомбил северную окраину села Покровского, пулемётным огнём обстреливал зенитно-пулемётные установки…».
8 марта 1942-го у лётчика был и второй вылет, когда его посчитали погибшим, - сумел потом передать записку комэску Георгию Филипповичу Устинову, что в полевом-передвижном госпитале. «В составе 4 экипажей на самолёте И-15бис вылетел на штурмовку войск противника в районе села Ряжного. Был атакован 3 самолётами Ме-109. Пилот Гундобин дал 2 длинных очереди из 3 пулемётов по ведущему самолёту противника, после чего тот задымился и с большим снижением стал уходить. Остальные 2 самолёта пошли в атаку с двух сторон. Пилот принял атаку одного, но другой атаковал с иной стороны и зажёг его машину. Кабина пилота полностью объята пламенем, огнём были охвачены комбинезон, шлем, унты. У пилота горели лицо и руки, обгорели лямки парашюта. Бомбы ещё не были сброшены, но в это время под ним находились наши войска. Приняв решение не сбрасывать бомбы, чтобы не поразить свои войска, пилот пошёл на самопожертвование - управляя горящим самолётом, выбрал площадку для посадки». При ударе о землю нашего героя выбросило из кабины, чудом успел отползти до начала взрывов бомб. Обожжённого, подобрали кавалеристы, а спустя чуть больше недели, командование представило к ордену Красной Звезды, вначале - посмертно. Когда узнали, что жив, по совокупности всех вылетов представили ещё и к ордену Красного Знамени. Но в итоге наградили одним - орденом Ленина. В боях за Крым спастись 19-летнему Николаю Гундобину уже не удалось…
АвиасвязистЛётчику Гургену Петросовичу Багдасарову в год начала войны исполнилось 30 лет. Демобилизовался в 1946-м, подполковник. В архиве Министерства обороны мы нашли приказ Военсовета Северо-Кавказского (в его состав вошли остатки частей погибшего в мае 1942-го Крымского) фронта от 8 июля 1942-го, которым среди других отличившихся есть и Гурген Багдасаров, тогда лейтенант командир звена 144-й отдельной авиаэскадрильи связи. Поисковик Владимир Савончик уточнил, что «с 23 ноября по 30 декабря 1941-го она входила в состав Военно-Воздушных Сил Закавказского фронта, с 30 декабря 1941 года по 28 января 1942 года - ВВС Кавказского, с 28 января по 19 мая 1942 года - ВВС Крымского фронта, а с 19 мая по 7 июня 1942 года - ВВС Северо-Кавказского. Командир Пётр Алексеевич Яйков, военком - Виктор Григорьевич Дроздов». В боях за Крым (разные причины) известно, что погибли Айсаказ Халакян, Александр Николаевич Никонов, Владимир Андреевич Ситников, Тимофей Семёнович Степанов, Кирилл Кириллович Лыков - большинство похоронено в Аджимушкае.
В наградном листе за 23 апреля 1942-го, подписанном комэском и военкомом на Гургена Петросовича, сказано, что «в действующей армии он с 27 января 1941-го (увы, где служил раньше - ничего не знаем, возможно, преподавал в лётном училище, но добился отправки на фронт), имеет
116 часов 25 минут налёта, 191 посадку (значит, и взлётов столько), 54 боевых вылета по обеспечению связи штаба ВВС Крымского фронта. За это время товарищ Багдасаров перевёз 38 командиров представителей штаба ВВС и сделал 16 вылетов (самолёт У-2) по перевозке секретной и совершенно секретной корреспонденции. Выполняет задания в сложных метеоусловиях, не считаясь ни с какими трудностями. В апреле нужно было доставить пакет серии «Г» в Семисотку, аэродром был закрыт - туман держался до вечера и никто не летал. Багдасаров попросил разрешения вылететь, чтобы своевременно доставить пакет. Вылет был разрешён и пилот отлично и своевременно выполнил задание, и таких случаев немало в работе Багдасарова. За 3 месяца пребывания в действующей армии не имеет ни одного лётного происшествия, ни одной поломки и вынужденной посадки. Самолёт всегда в отличном состоянии (наверное, и техника, неизвестного нам, заслуга. - Ред. ) и пилот готов в любое время выполнить любое задание. Багдасаров умело руководит своим звеном (обычно - 3-4 самолёта. - Ред. ), его звено не имеет никаких лётных происшествий и является лучшим в авиаэскадрилье». Кстати, в том же году на Крымском фронте лётчик стал членом Коммунистической партии - гордость солдат и офицеров.
Всего же, по словам краеведа Вартана Григоряна, в боях за наш полуостров на Крымском фронте, при обороне Севастополя до июля 1942-го его единоверец совершил 139 боевых вылетов. Сражаясь уже не только в авиаэскадрильи связи, но и в 932-м смешанном авиационном полку, что входил в оперативное подчинение 51-й армии (после гибели на Керченском полуострове в мае 1942-го командарма Владимира Николаевича Львова армией в боях за пределами Крыма (Ростовская, Сталинградская операции) командующие - Николай Яковлевич Кириченко, Алексей Михайлович Кузнецов, Николай Иванович Труфанов, Яков Тимофеевич Черевиченко, Тимофей Калинович Коломиец)… Гурген Багдасаров за боевые вылеты в тех операциях награждён ещё двумя орденами. Об этом и о некоторых других лётчиках, воевавших тогда в небе над Крымом, - в следующих выпусках рубрики.
Наталья БОЯРИНЦЕВА.Последние новости
Новая инициатива по улучшению городской инфраструктуры
Городские власти представили план по модернизации общественного транспорта.
Заседание Квалификационной коллегии судей Республики Крым
Обсуждены кандидатуры на судейские должности и вопросы аттестации.
Внесение изменений в порядок субсидирования в Керчи
Горсовет Керчи утвердил новые правила предоставления субсидий.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку