НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРАЗДНИКА ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ В КЕРЧИ
День Животворящего Креста Господня — один из двенадцати величайших праздников Православной Церкви.
День Животворящего Креста Господня — один из двенадцати величайших праздников Православной Церкви. Это единственный «двунадесятый» праздник, исторической основой которого явились не новозаветные и близкие к ним, а более поздние события. Это также единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящён.
В IV веке нашей эры в Палестину приехала мать императора Константина Великого царица Елена. Целью её поездки было найти реальные свидетельства исторического существования Иисуса Христа: найти древности, реликвии и места, связанные с жизнью Иисуса, для их увековечения и почитания. В ходе раскопок обнаружилась пещера Гроба Господня, а неподалеку, на месте Голгофы, найден был и тот самый Крест. Это событие, согласно церковному преданию, произошло в 326 году в Иерусалиме. По воле Равноапостольного императора Константина непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня были построены большая базилика Мартириум и ротонда Воскресения (Гроба Господня). Святая Елена не дожила до этого события, она скончалась в 327 году. Освящение совершилось 13 сентября 335 года. Случилось так, что это событие повлияло и на дату праздника. Архиереи, присутствовавшие на торжествах, решили отмечать день обретения и воздвижения Креста Господня не 3 мая, как это было в предшествующие годы, а совершать празднества 14 сентября. Ныне по гражданскому календарю этот праздник приходится на 27 сентября. Он имеет один день предпразднества (26 сентября) и семь дней попразднества (с 28 сентября по 4 октября). Отдание праздника — 4 октября . Кроме того, празднику Воздвижения предшествуют суббота и воскресенье, называемые субботой и Неделей перед Воздвижением.
Святитель Лука, будучи архиепископом Крымским, заметил однажды в своей проповеди «Слово в день Воздвижения креста Христова» 27 сентября 1953 г., что праздник этот так велик, что «Церковь Святая установила, как перед Рождеством и Богоявлением, особые евангельские и апостольские чтения в воскресные дни перед Воздвижением и после него ».
В праздник Крестовоздвижения Церковь поклоняется Честному и Животворящему Кресту, на котором Господь перенёс величайшие страдания. Целую неделю после Воздвижения в Церкви поются специальные праздничные песнопения, посвящённые Кресту, а на седьмой день — совершается так называемое отдание праздника.
«Главной его особенностью , — отмечает один из православных авторов, — является то, что он значительно отличается по своему характеру празднования от всех остальных подобных православных торжеств. Обычно святые и великие праздники являются днями плача над Божественным Страдальцем, а этот считается днем радости. Именно радости обо всех следствиях Его страданий и о плодах искупления. Именно в честь искупления, которое проявляется в лице главного орудия, проводника, а также знамения, празднуется Воздвижение Креста Господн я » .
Нам неизвестно, когда впервые в нашем городе отмечался этот великий праздник. Очевидно, уже изначально, с момента зарождения Воздвижения, его знали на Боспоре, где христианские общины появились достаточно рано, а после прекращения гонений на верующих к 325 году была учреждена Константинопольским патриархом и местная Боспорская епархия во главе с епископом Кадмом (Домном). Нет сомнений, что в последующем христианская вера сохранялась (возрождалась, если временно утрачивала свои позиции) на территории города. Немалое время она существовала и в окружении мусульманской религии. Так происходило на протяжении веков, и главным храмом христиан в Керчи, начиная с X века, являлась церковь Иоанна Предтечи, а носителями православной веры в городе вплоть до первой половины XIX века были преимущественно греки.
С самым достопримечательным храмом Керчи и изучаемым праздником Воздвижения связана одна любопытная легенда. Её содержание в общих чертах мне было уже с некоторых пор известно (случился некий потоп, имелись жертвы), когда однажды, в 2004 году, от одной верующей, немолодой женщины-керчанки Т. М. Гончаровой, услышал развёрнутый вариант этого устного предания, знакомого ей ещё с детских лет:
«В незапамятные времена случилась в Керчи страшная беда. Разыгралась огромной силы буря, и необычайно высоко поднялись волны. Море обрушилось на берег и затопило город. Вода смывала всё на своем пути, рушились жилые дома и другие постройки, расположенные по низине. Устояла только церковь Иоанна Предтечи, и выжили находившиеся в ней люди. Но сама она заметно просела в землю. Наводнение унесло много человеческих жизней, и всеобщее горе охватило жителей. Была осень, и пришлось это трагическое событие на день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. С тех далёких пор православное население города стало отмечать эту печальную дату (теперь это 27 сентября) как день памяти жертв жестокой стихии. И превратился он со временем во всеобщий поминальный день, когда горожане посещают могилы родных и близких. Говорят, что такая традиция существует только у нас» 1 .
Дошедшее до нас предание порождает, несомненно, несколько вопросов. И главные из них, когда именно могло произойти подобное и чем в действительности могло быть вызвано столь сильное наводнение. Не будем задавать самый острый вопрос: было ли на самом деле некое стихийное бедствие с подобными последствиями. Примем это как данность, будем считать, что эта легенда, как и всякая иная, имела под собой реальную почву. Иначе нам никогда не разобраться, отчего в Керчи столь необычно отмечают день Воздвижения Креста Господня — в дни, когда в храмах славят мученический подвиг Христа, верующие (а теперь уже и не только) отправляются к родным надгробиям, словно это Проводная (Фомина) неделя или Троицкая суббота 2 .
В поисках ответов на поставленные вопросы обратимся не только к самым далеким временам, но и посмотрим на события относительно недалекого прошлого. И начнём наше исследование с таких природных катаклизмов, как землетрясения и вызываемые ими морские приливы.
Крымский исследователь М. В. Смирнов со ссылкой на работу Н. Н. Мурзакевича сообщает, что византийский историк Георгий Кедрин (Кедрен) в «Истории» (кн. III) так описывает землетрясение 1341 г.: «В продолжение сего года Византия подвержена была самому страшному и долговременному землетрясению, которое достигло самого Крыма. В то же время случился там необыкновенный потоп, при коем свирепствующее море выступило из своих берегов на 10 вёрст и причинило вред неописанный» . Смирнов, исходя их этих сведений, предполагает, что приливная волна этого «моретрясения» могла затопить очень низкую пересыпь между оз. Сасык и Евпаторийским заливом, что случалось при крымских землетрясениях 1869 и 1927 гг. а также при нагоне воды сильным ураганом 24 ноября 1861 года.
Историк В. В. Хапаев подвергает сомнению сам факт подобного разрушительного воздействия константинопольского землетрясения 17 января 1341 г. на Крымский полуостров и убеждён (правда, не приводя доказательств), что эта информация «является полностью недостоверной и появилась в результате неверного и недобросовестного перевода пассажа из “Римской истории” Никифора Григоры, жившего на два столетия позже Кедрина» .
Мы не знаем, кому и зачем нужно было искажать перевод, но если считать все написанное средневековым автором правдой, то могла ли мощная волна достичь Керченского пролива, ворваться в него и затопить низменную часть города? Наверное, это сложнее, чем достичь района Евпатории, но ведь волна распространялась по всему периметру Чёрного моря, а потому подобное не исключено.
Крымские берега в районе Ялты разрушались в ходе потопа, вызванного землетрясением конца XV века (по другим данным, 1423 г.). То есть, природа продемонстирировала такое явление, как цунами. Именно так характеризует произошедшее геолог А. А. Никонов, обнаруживший доказательства этого в татарском фольклоре, где в одном из сказаний говорится о бурливом море и высоких волнах, ходивших вдоль побережья у деревни Форос. Чтобы смыть несколько населённых пунктов, волны, по его мнению, должны были достигать высоты 3–4 метров. Вместе с тем, исследуя тему цунами в Чёрном и Азовском морях, автор почему-то совершенно не упоминает о событиях 1341 года, когда (если считать эти сведения достоверными) волны, вызванные землетрясением, обрушились на берега Крыма.
Зато он связывает появление цунами на западных берегах Азовского моря, в районе крепостей Геническ и Арабат, в середине XVII века не с ветровым нагоном, а с землетрясением, эпицентр которого располагался в Чёрном море у юго-западных берегов Тавриды. И если колебания от этого землетрясения ощутили таким образом на противоположном берегу Крыма, то почему не могло быть цунами в Керченском проливе и бухте? Кроме того, автор, исследуя историю этого землетрясения более подробно, сумел установить его дату (апрель 1650 года) и доказать, что последствия цунами наблюдались и у черноморских берегов, и были обнаружены в 1920-х гг. в Килен-бухте, на южной стороне Севастопольского залива, где вода поднималась до 2,5 м относительно уровня моря.
Представляет большой интерес и его исследование, посвящённое прежде не изученному землетрясению 1751 года, ощущавшемуся во всём Крыму. Автор доказывает, что его эпицентр находился на Керченском полуострове, и сила колебаний здесь составляла до 8 баллов. При таком сильном землетрясении, очевидно, тоже возможны цунами. Хотя автор не делает таких предположений, осмеливаемся сделать это сами, исходя из логики его рассуждений по поводу севастопольского землетрясения, произошедшего веком раньше, эпицентр которого располагался, как мы видим, отнюдь не вблизи Керчи (у берегов Севастополя), а затоплено было в результате восточно-азовское побережье.
Были ли известны землетрясения в Крыму в XIX веке? Уже упоминавшийся М. В. Смирнов, автор «Каталога землетрясений в Крыму», называет в своём исследовании более 40 землетрясений различной интенсивности (только одно из них наблюдалось в конце сентября 1869 года, помимо других мест, и в Керчи, где сила колебаний составляла до 3-х балов). Однако ни одно из них не приходится на праздник Воздвижения, и ни с одним из них не связано появление цунами у керченских берегов. Во всяком случае, ни Смирнов, ни кто-либо другой из авторов об этом природном явлении не сообщает. Известно только в этой связи об отгонных волнах в районе Судака, где море отошло от берега на целый сажень, но затем медленно и постепенно вернулось к прежнему уровню. А также о метровой приливной волне в Евпатории, на миг залившей городскую набережную. Но в упомянутых местах колебания были амплитудой в 5–6 балов. Понятно, что в Керчи в тот год при таких, едва ощутимых колебаниях почвы ничего подобного случиться не могло. Судя по всему, это землетрясение в городе оказалось незамеченным. Изучившие по нашей просьбе материалы «Полицейского листка Керчь-Еникальского градоначальства» за 1869 год Владимир и Константин Ходаковские ничего не обнаружили, что вполне объяснимо: уж больно слабым было землетрясение, а инструментальных наблюдений, как видим, тогда никто в Керчи не вёл.
Подведём предварительные итоги изученного. Можно с большой долей вероятности утверждать, что известные нам по различным описаниям и случавшиеся в Крыму в период средневековья и нового времени, прежде всего, в районе Керчи землетрясения не могли причинить существенного вреда (если вообще причиняли) городу или тем поселениям, которые имелись в разные периоды истории на его месте. Тем более вследствие цунами. Правда, остаются вопросы к землетрясению 1341 года и его последствиям для Крыма и двум землетрясениям, которые припадают на середину XVII и XVIII веков (дата последнего из них точно не установлена, известен только год, но нет, ни месяца, ни числа). Цунами для Керчи в этих случаях не исключены, в особенности при сильном землетрясении 1751 года. Его мощность (8–9 баллов) косвенно подтверждается следами тех сейсмических повреждений, которые геолог А. А. Никонов обнаружил при изучении крепости Еникале и церкви Иоанна Предтечи. Кроме того, по его предположениям, описанные инженером-подполковником Р. Н. Томиловым в 1774 году разрушения домов в Керчи, Еникале и окрестных населённых пунктах тоже могли иметь отношение к этому мощному землетрясению. Предположение, конечно, крайне спорное, поскольку не совсем ясно, каковы истинные причины разорения домов в Керчи и окрестных деревнях.
Инженер Томилов, делавший описание земель, отошедших к России по итогам Кючук-Кайнарджийского мира, даже не упоминает о последствиях землетрясения, произошедшего за два с лишним десятка лет до этого, хотя, очевидно, пользовался для своей записки, в том числе и сведениями, почерпнутыми от местных христиан (греков и армян), оставшихся в данной местности после ухода турецких войск и всего мусульманского населения. Если предположить, что следы этого катаклизма были первоначально явственны, то к моменту появления здесь русских войск в июне 1771 г. всё могло быть уже давно восстановлено, и увиденное инженером Томиловым разорение было следствием тех действий, которые предприняли при уходе прежние хозяева крепостей — турки. Не исключено, что за три года после вступления на эту территорию российской армии брошенное жилье стало разрушаться как естественным путем, так и не без участия русского воинства, зимовавшего уже несколько лет в безлесной местности. Остаётся только строить догадки, когда именно случилось это землетрясение, сохранилось ли где-либо (в тех же турецких источниках) его описание? Найдись эти свидетельства, возможно, мы бы получили ответы на существующие вопросы по поводу цунами и их последствий.
А пока попытаемся поискать сведения о других, схожих природных катаклизмах, вследствие которых происходят наводнения. В нашем случае это могут быть вызываемые мощными ураганами сгонно-нагонные волны — опаснейшее явление, известное в Азовском море. А если ещё конкретнее, речь может идти о нагонных волнах.
Обратимся в прошлое и попытаемся узнать, случалось ли что-либо подобное в Керченском проливе в прежние века. Но для начала вспомним о последнем по времени, произошедшем в конце октября 1969 года, крупном (если не сказать катастрофическом по своим последствиям) наводнении в устье Кубани, затронувшем и Керченский пролив. Специалисты связывают это стихийное бедствие с действием глубокого циклона, пришедшего с берегов Балтики.
Сначала дувший несколько дней юго-западный ветер («низовка») со скоростью 16–20 м/сек нагнал через Керченский пролив черноморскую воду, затем в ночь на 27 октября ветер неожиданно резко сменился на северо-западный (по-местному, «майстра»), имевший уже скорость 30–40 м/сек. К тому времени поступившая через Керченский пролив черноморская вода была согнана в Темрюкский залив. Уровень устья Кубани поднялся на 1,5 м выше среднего, а солёность достигла 13%. А со сменой ветра произошёл следующий, ещё более мощный нагон. В северо-западной части Азова, откуда дул ветер, близ Геническа, например, уровень воды резко упал, перекос уровня моря по линии Геническ – Темрюк составлял 5 м. Ночью с 28 на 29 октября вспучившееся Азовское море (высота волны, по разным сведениям, достигала 2,5–3,5 м) проникло в глубь суши на 8–10 км, а восточнее Темрюка даже на 17 км при фронте трансгрессии 150 км, подтопив города Темрюк, Приморско-Ахтарск, Славянск-на-Кубани, приазовские станицы и хутора. В Керченском проливе полностью ушла под воду коса Чушка. Здесь сильнейшим штормом с нагоном размыло автомобильную дорогу и разрушило полотно железной дороги. Под ударами стихии оказалась и территория Керчи. Была залита водой примерно на уровне одного метра коса Тузла (Средняя), обошлось без жертв и разрушений, но жителей рыбацкого посёлка, существовавшего там не одно десятилетие, пришлось срочно эвакуировать, переселив в город и выделив необходимое жилье, а сам населённый пункт ликвидировать.
Материальные жертвы этого страшного бедствия были огромны. Три прибрежных посёлка в районе Темрюка — Вербино, Перекопка, Чайкино — смыло волной, в городе подверглись разрушениям морской порт, судоремонтный завод, цеха консервного завода, рыболовецкие станы и объекты курортной застройки на побережье. Людей с крыш снимали вертолётами, лодками, всеми доступными средствами. Точное количество жертв до сих пор неизвестно, по некоторым оценкам, погибли сотни людей (называют число в 300 человек, по большей части стариков и детей), тысячи остались без крова.
В данной истории для нас важно понять, что в пролив могли проникать нагонные волны как Чёрного моря, так и волны Азовского. Воистину, Керчь город двух морей.
Более отдалённое прошлое не даёт нам чёткого ответа по поводу аналогичных природных катаклизмов, непосредственно происходивших в Керчи. Но косвенно вполне можно предполагать, что во время наводнения 1739 года, произошедшего 16–21 сентября ст. ст. на восточном побережье Азовского моря и вызванного сильным западным ветром, пострадать могло и побережье пролива, а не только район крепости Ачуев и другие территории в направлении Азова, откуда двигались русские войска с целью покорения ещё одного турецкого форпоста. Свидетельства о последствиях разрушительного наводнения сохранились в русских источниках, но в них, естественно, нет ничего касательно крепости Керчь, принадлежавшей тогда Османской империи. Обратим внимание на это обстоятельство и дату мощного нагона азовской воды, остановившего продвижение 30-тысячного русского войска у Ачуева, и его дальнейший поход на Темрюк и Тамань.
Случались в позапрошлом и начале прошлого века и другие мощные наводнения, вызванные нагонной волной. Известны их точные даты (31 января 1801 г., ноябрь 1831 г., 21–22 марта 1843 г., 17 февраля 1892 г., 14 марта 1914 г.), разрушительные последствия, количество жертв (в 1914 году, к примеру, до 3000 человек), но все они касались территории восточного побережья Азовского моря от Таманского полуострова до устья Дона. И ни в одном из случаев нет даже намёка на Керчь.
Сделаем в этом случае ещё один, промежуточный вывод: наиболее подходящим для нас изучаемым природным явлением может послужить нагонное наводнение 16 (27) сентября – 21 сентября (2 октября) 1739 года, известное только по русской исторической литературе. Отсутствие иных источников, прежде всего турецких, лишает нас возможности доказать или опровергнуть гипотезу о возможном наводнении (огромной волне, пришедшей с моря) в турецкой крепости Керчь на берегу одноимённого залива, произошедшем в дни празднования Воздвижения Креста Господня, отмечаемого православными христианами в течение недели, начиная с 14 сентября по ст. ст.
И прежде чем сделать окончательный вывод (и будет ли он таковым?), необходимо убедиться, не связано ли появление легенды о необычности празднования дня Воздвижения в Керчи с наводнениями, вызываемыми несколько иными причинами: половодьем, паводками или ливневыми осадками. Ведь подобное происходило в Керчи неоднократно (случалось и на памяти ныне живущих, достаточно вспомнить самые мощные за последние десятилетия наводнения лета 2021 года), и, может, просто в ходе устной передачи в известное нам предание о церкви Иоанна Предтечи вкрались некие ошибки, неточности, появились искажения.
Благодаря любезно предоставленным сведениям о стихийных бедствиях в Керчи во второй половине XIX – начале XX веков можно внимательно изучить все связанные с этими явлениями факты. Братьям К. и В. Ходаковским удалось обнаружить в еженедельнике «Полицейский листок Керчь-Еникольского градоначальства», а В. Н. Кумку в газетах «Керчь-Феодосийский курьер» и «Южные ведомости» подробное описание подобных событий. Они случались каждое десятилетие на протяжении 40 изученных нами лет, начиная с 1870-х гг. Назовём известные нам даты этих природных катаклизмов: 16 июля 1872 г., 25 февраля 1883 г., 20 мая 1887 г., 19 января 1896 г., 4 и 13 июля 1897 г., 1906 г., 5 и 15 июня 1912 г.
Первое из наводнений, о котором мы располагаем достоверными сведениями, было вызвано сильнейшим смерчем, образовавшемся в окрестностях Керчи, к северо-западу от него, в результате чего огромная масса воды обрушилась на землю и тремя потоками устремилась по направлению к Азовскому морю и Керченскому проливу. Один поток, сметая всё на своём пути, понёсся в Чокракское озеро, другой, не менее мощный, двинулся в сторону мыса Тархан, нанеся урон жителям соимённой деревни, а третий — достался городу и предместьям.
Предоставим возможность читателям самим увидеть посвящённые этому строки, появившиеся в ближайшем номере упомянутого еженедельного городского издания:
« Третьимъ потокомъ вода влилась въ городъ Керчь между посёлками Катерлезомъ 3 , Глинищемъ 4 , татарскою слободкою 5 и обводною канавою 6 и, затопивъ всю эту мѣстность, сошла въ бухту. Изъ жителей посёлка Катерлезъ унесены сильнымъ потокомъ воды и найдены мертвыми вблизи Глинища женщина съ двумя малолѣтними дѣтьми. Матеріальныя потери поселенія Катерлезъ заключаются въ разрушеніи многихъ домовъ, уничтоженіи хозяйственнаго имущества до того, что многіе изъ жителей остались безъ жилищъ, средствъ къ жизни и одежды.
Какъ только вода прибыла къ городу и затопила всю мѣстность, смежную съ предмѣстьемъ его Глинищемъ, подъ личнымъ наблюденіемъ господина Керчь-Еникальскаго градоначальника [вице-адмирала Александра Петровича Спицына] приняты были слѣдующія мѣры: приглашены судохозяева и шкипера, имѣющіе баркасы съ малою осадкою къ употребленію послѣднихъ для перевоза жителей съ дѣтьми и возможнымъ багажомъ въ безопасные пункты города изъ жилищъ затопленной мѣстности, такъ какъ ко многимъ, находящимся на пространствѣ ея, домамъ вода доходила выше оконъ и затопляла ихъ. Въ этомъ дѣлѣ много энергіи на пользу страждущаго человѣчества выказалъ благочинный Керченскаго округа протоіерей Іоаннъ Кумпанъ; при его почтенныхъ лѣтахъ, онъ съ похвальною неутомимостію, на одномъ изъ этихъ баркасовъ, постоянно слѣдовалъ отъ одного пункта къ другому и этимъ, содѣйствуя къ перевозу несчастныхъ, принесъ громадную пользу какъ въ спасеніи многихъ семействъ, лишенныхъ всякихъ къ этому средствъ, такъ и къ сохраненію хотя части изъ имуществъ ихъ» .
Причиной наводнения 25 февраля 1883 года стали весенние паводки. Каких-то особых последствий оно не имело, но без пострадавших не обошлось. Им оказывалась благотворителями материальная помощь.
Спустя несколько лет, 20 мая 1887 года, по причине обильных дождей произошёл разлив канала Мелек-Чесме, и вся обширная низина между речкой и посёлком Катерлез оказалась в зоне стихийного бедствия. Близлежащие улицы по правой стороне реки вплоть до самого устья также были заполнены водой. Разлив на Мещанской улице 7 имел глубину до метра и сошёл лишь утром следующего дня. При этом, к счастью, крупного ущерба горожане не понесли.
Годы спустя наводнение на той же Мещанской, а также части Николаевской 8 и Садовой 9 улиц повторилось с невысокой интенсивностью. Зимой 1896 года, когда, то ли в результате дождей, то ли после сильной оттепели и таяния снега, вода покинула русло Мелек-Чесме 25 января, но к вечеру следующего дня ситуация нормализовалась.
Летом следующего 1897 года произошло уже нечто похожее на события четвертьвековой давности с его мощным потопом. Произошедшее выглядело следующим образом и, думается, надолго осталось в памяти горожан. 4 июля внезапно на город опустился мощнейший смерч. В Керчи это явление именовалось тифоном, а на Тамани его называют просто «рукав». Смерч, начавшись в 5 часов пополудни, в продолжение почти целого часа обрушивал на головы горожан густую пыль, которая превратила солнечный день в сумерки, а людей лишала возможности видеть дальше нескольких шагов. Их охватывал страх. За себя и близких, в особенности за детей, ушедших погулять или искупаться в море. Немедленно захлопывались окна и двери, и люди укрывались от стихии. Когда всё успокоилось, стало ясным, что тифон принёс не только лёгкие разрушения, унёс неизвестно куда вещи и повалил наземь прохожих, и был разбит баркас. Имел место и трагический случай — погиб (утонул) солдат с лошадью. Однако, как оказалось, это было только прелюдией к гораздо более грозным событиям.
В воскресенье 13 июля в середине дня начался дождь. Превратившись в ливень, вызвал на улицах города бурные потоки воды, что случалось в Керчи нередко при обильном выпадении осадков. Казалось, всё на этом и кончится, к тому же спустя два часа дождь начал ослабевать и вскоре совершенно прекратился. Однако воды на улицах не становилось меньше, она продолжала прибывать: обычно тихий Мелекчесменский канал представлял собой в эти часы бурлящий поток и вскоре переполнился водой, идущей из Катерлеза и Скассиевой долины 10 . Низменная часть города была затоплена, особенно сильно — улицы, расположенные близ канала, а также территория от Сенной до Соборной площади (то есть от нынешнего Центрального рынка до ул. Пирогова), в некоторых местах вода поднималась выше уровня подоконников первого этажа.
Пострадало в разной мере до четверти всех домовладений, погибло множество скота, оказались в море запасы сена и зерна, испорчены были огороды и домашняя утварь, затоплены подвалы. Снесено было несколько деревянных мостов на р. Мелек-Чесме, повреждена во многих местах городская набережная, в некоторых строениях появились трещины. В посёлке Катерлез пять хат были и вовсе разрушены. Время стихийного бедствия оказалось, к счастью, благоприятным для спасения имущества и оказания помощи пострадавшим, поскольку всё случилось в обеденное время выходного дня, когда большинство людей находились дома. Жители забирались на чердаки, крыши домов, подоконники и мебель, другие подчас вплавь добирались до возвышенных частей города. Эвакуировать приходилось с использованием гужевого транспорта и плавсредств, каковыми были лодки, и в результате удавалось вывозить немало находившихся в опасности людей.
Несмотря на столь разрушительные последствия, жертв до определённого момента удавалось избежать. Но, к сожалению, они всё же появились, и стали, очевидно, рекордными за всю историю подобных стихийных бедствий. Более мелкий Булганакский канал вместе с массами грязной воды стремительно выносил в море скарб, захваченный во дворах жителей предместья Глинище 11 . Эта живописная картина привлекла массу людей в качестве зрителей, оккупировавших возвышающийся над ручьём каменный мост по Карантинной улице 12 . Они спокойно наблюдали за происходящим внизу, облокотившись на парапеты с обеих сторон. Внезапно часть моста рухнула вместе со стоявшими на ней. Погибших искали долго, пришлось привлекать даже водолаза. В итоге обнаружили 13 тел.
Как удалось установить В. и К. Ходаковским, эта трагедия не просто осталась в памяти горожан. В ответ на ходатайство из Керчи Святейший Синод разрешил своим указом от 8 мая 1904 года ежегодное проведение крестного хода в памятную дату 13 июля «съ изнесеніемъ иконы чтимаго въ этотъ день Архангела Гавріила изъ Троицкаго собора къ колодцу около рѣчки Мелекъ-Чесме для освященія воды, а оттуда — къ возстановленному мосту по Карантинной улицѣ для совершенія панихиды по утонувшимъ во время стихійнаго бѣдствія».
Ещё два подобных случая имели место в 1906 и 1912 гг. О первом пока не удалось обнаружить никаких конкретных описаний, кроме упоминаний наряду с наводнениями 1897 и 1912 гг. в «Хронологическом указателе важнейших событий в жизни города Керчи», помещённом в «Памятных книжках Керчь-Еникальского градоначальства». Правда, наводнение 1906 года нашло отражение на почтовых открытках, а также снимках фотографа-любителя Е. А. Соколова (1879–1959).
Что касается событий 1912 года, они более-менее подробно описаны хроникёрами местной газеты «Керчь-Феодосийский курьер» и общетаврического издания «Южные ведомости», из чего следует, что начавшийся в ночь на 5 июня и продолжавшийся весь день «обложной дождь» вызвал потоп, результаты которого были «неисчислимы» . Что касается нового наводнения, то оно в тот день, 15 июня, произошло благодаря традиционному тифону, опустившемуся над Катерлезом, в результате чего пространство между Катерлезом, Булганаком 13 и Глинищем было залито потоками воды, прорваны ставки. Как обычно, пострадали низменные участки территории города, под водой оказалась Сенная площадь с полузатопленными балаганами. Были случаи гибели скота. Очевидно, начало этому природному катаклизму было положено уже упомянутыми сильными дождями, что дало повод автору газетной статьи глубокомысленно заметить: «Кажется, таких дождей от времён всемирного потопа ещё не было» .
Изложенные выше факты по поводу наводнений такого рода указывают на то, что все они не имели отношения к морской стихии, наоборот, вода уходила в море. Они не затрагивали центральную часть города и церковь Иоанна Предтечи, ни одно из них не приходится на осень (судя по изображениям, и наводнение 1906 года произошло в тёплое время года), только однажды были массовые жертвы. Но что важно и интересно, об этих жертвах помнили и спустя годы и устраивали по этому поводу ежегодный крестный ход и панихиду на месте трагедии.
И окончательный наш вывод заключается в том, что нельзя, к сожалению, дать однозначный ответ по поводу события, послужившего поводом так своеобразно отмечать праздник Воздвижения Креста Господня.
Наиболее раннее известное нам стихийное бедствие периода XIV века (византийское землетрясение 1341 г.) вызывает сомнение относительно возможного воздействия его на Крым, к тому же оно январское. Сложно представить, будь даже оно подходящим для нас по времени, чтобы известия о его последствиях сквозь века смогли дойти до наших дней.
Также нет полной уверенности в том, что такого рода беда могла быть связана с цунами, вызванными землетрясениями середины XVII или XVIII веков и достигшими керченских берегов. Нет у нас на сей счёт ни письменных свидетельств, ни устных преданий, хотя полностью сбрасывать со счетов вышеназванные катаклизмы, на наш взгляд, не стоит, тем более неизвестна точная дата землетрясения 1751 года.
И в этой связи остаётся пока отдать предпочтение, о чём было сказано предварительно, стихийному бедствию не более близкому по времени, но наиболее подходящему по своему происхождению и последствиям. Таковым могло быть и подходящее по времени нагонное наводнение второй половины сентября 1739 года, вызванное бурей, разыгравшейся на восточном азовском побережье и захватившей Керченский пролив. Хотелось бы верить, что это событие и породило поныне существующую легенду. Память о произошедшей трагедии могли хранить жившие здесь в турецкий период греки. Возможно, у них, не без влияния армян, посещавших могилы после праздника Воздвижения, зародилась традиция устраивать в день этого «двунадесятого» торжества в Предтеченском храме и на прицерковном греческом некрополе ежегодную панихиду по погибшим, которая превратилась со временем уже в русский период в нечто иное — обычай посещения «отеческих гробов» . В советское время, в условиях начавшегося процесса закрытия и разрушения храмов, когда верующие лишались возможности совершать обряд поминовения в самой церкви, традиция посещения кладбищ в день поклонения Кресту только усилилась и закрепилась.
Владимир Филиппович Санжаровец,
старший научный сотрудник
историко-археологического отдела
Восточно-Крымского музея-заповедника
Примечания
1 Ныне здравствующая Татьяна Михайловна дополнительно назвала в телефонном разговоре и предполагаемое время произошедшего: « Было это давным-давно, лет 200–300 назад ». От кого именно она узнала в послевоенные годы этот рассказ о событиях столь давней поры — не помнит, но слышала его неоднократно из уст старожилов.
2 К слову, осенью День поминовения усопших отмечают армяне-григориане. Это понедельник после Воздвижения, которое празднуется в воскресенье, выпадающее между 11 и 17 сентября. На эту же пору года приходится День поминовения усопших (День всех душ) у католиков и протестантов. Это 2 ноября, на следующий день после праздника — Дня всех святых. Во всех названных христианских конфессиях в эти дни посещаются кладбища.
3 Ныне пригородное село Войково. До 1920 года посёлок в составе градоначальства.
4 Пригородное поселение в составе градоначальства, располагавшееся к северу-северо-востоку от границ города, проходивших, в частности, по современным улицам Полевой, им. Гайдара, им. Щорса.
5 Упомянуто предместье, известное под названиями Магометанский форштадт, Татарская слободка. Располагалось в районе поныне существующей татарской мечети (ул. им. А. С. Пушкина, 8).
6 Так в городе именовали канал речки Мелек-Чесме (ныне Приморская).
7 Ныне улица им. С. Т. Самойленко.
8 Ныне ул. им. Карла Маркса.
9 Ныне ул. им. И. А. Козлова.
10 Так называли долину р. Мелек-Чесме, поскольку её самый мощный исток находился в селении Скассиев Фонтан (ныне Мичурино).
11 В данном случае речь идёт о территории вдоль русла р. Булганак к северу от ул. Щорса.
12 Ныне улица им. С. М. Кирова.
13 Ныне пригородное село Бондаренково.
Аннотации к иллюстрациям
Фото 1. Вид с Митридатского кладбища на Японское поле и Новое городское кладбище. 1918 г.
Фото 2. Вид на Митридатское кладбище и центральную часть города. 1918 г.
Фото 3, 4. Наводнение в Керчи 1906 года. Улица Садовая. Фото Е. Соколова
Фото 5. Наводнение в Керчи 1906 года. Улица Мещанская. С почтовой открытки
Фото 6. Наводнение в Керчи 1906 года. Улица Николаевская. Фото Е. Соколова
Последние новости

Прокуратура в Симферополе требует устранить нарушения при содержании общедомового газового оборудования
Прокуратура Железнодорожного района города Симферополя провела проверку соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Прокуратура потребовала признать запрещенной информацию о покупке сим-карт без документов
Прокуратура Центрального района города Симферополя провела проверку исполнения операторами связи норм об обязательной проверке сведений об абонентах.
В ялтинском регионе приступили к ремонту дорог
Это текущее содержание, которое подразумевает снятие существующего покрытия, подготовку основания,

Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией