Престольный праздник храма Покрова Пресвятой Богородицы в п. Нижняя Ореанда

14 октября -  праздник Покрова Божией Матери. В основу праздника  положено предание о явлении Богородицы юродивому Андрею в середине Х века во Влахернском храме Константинополя, где хранилась риза Божией Матери.

14 октября -  праздник Покрова Божией Матери. В основу праздника  положено предание о явлении Богородицы юродивому Андрею в середине Х века во Влахернском храме Константинополя, где хранилась риза Божией Матери.

 В этот день  Преосвященный Нестор, епископ Ялтинский, викарий Симферопольской и Крымской епархии  возглавил Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в п.Нижняя Ореанда.  Владыке в престольный праздник  сослужили: настоятель Крестовоздвиженского храма п. Ливадия, протоиерей Димитрий Гоцкалюк, протодиаковн Василий Марущак и   духовенство  ялтинского благочиния. По окончании торжественного богослужения  Преосвященный Нестор  поздравил всех присутствующих с праздником и обратился к собравшимся с архипастырским словом, после чего  с песнопениями священнослужители, многочисленная паства и гости  храма совершили традиционный крестный ход вокруг празднично украшенного храма.

   

Фото – Александра Возного

   Церковь Покрова Божьей Матери в Ореанде.  

История церкви Покрова Божьей Матери началась ещё задолго до постройки, с того момента, как Ореанду посетила императорская чета. Николай I и Александра Федоровна по достоинству ценили эти прекрасные места, к тому же все земли в округе принадлежали царскому дому. В 1837 году, в ходе прогулки со свитой, в числе которой был таврический губернатор граф М.С.Воронцов, императрица повелела установить крест на горе, ныне называемой Крестовой.  Воодушевлённые царственные особы уже видели в недалёком будущем в Нижней Ореанде большой дворец с парком. Дворец начали возводить в 1843 году по проекту архитектора Штакеншнейдера, закончили в 1852 году. Дворец украшал прекрасный парк значительных размеров, к созданию которого приложил руку знаменитый крымский садовод Карл Кебах. 

Ближайшей церковью в то время была Крестовоздвиженская в Ливадии. Это единственная постройка, оставшаяся от прежнего дворцово-паркового ансамбля. После смерти Николая I дворец в Нижней Ореанде достался его сыну Константину Николаевичу, которому не довелось передать его  потомкам – в 1882 году грандиозный пожар сжег прекрасное здание  дотла.

Восстановить  дворец в первозданном виде Константину Николаевичу было не по средствам, однако на возведение храма денег у него хватало (у советской власти получилось возродить пусть не дворец, но красивое здание отеля «Нижняя Ореанда», благо парк уцелел). В 1884 году в основание будущей церкви Покрова Божьей Матери положили традиционный символический камень. Место постройки выбрал сам Великий князь, как и название в честь праздника Покрова Пресвятой Божьей Матери. Для реализации задумки князя был приглашен знаменитый архитектор Алексей Александрович Авдеев, который прославил себя в Крыму Владимирским собором ( Усыпальница адмиралов ) и  церковью Святого Николая на Братском военном кладбище в Севастополе .

 

История постройки церкви Покрова Божьей Матери

В основу храма лег строительный материал, полученный  при разборке сгоревшего дворца. Ориентацию алтарной апсиды пришлось немного изменить с восточной на юго-восточную дабы не пришлось рубить многовековый деревья этой прекрасной местности, которой так восхищался Константин Николаевич. На одном из таких деревьев повесили колокола числом пять штук, так как ни звонницу, ни колокольню строить не предполагалось. Здание церкви быстро росло, и уже к концу 1885 года оно было полностью готово. 

Храм получился небольшим, но красивым. Великий князь был очень доволен результатом. Для внутренней отделки в Крым был приглашен знаменитый мастер мозаичных работ итальянец Антонио Сальвиати. Мозаика покрыла пол, паруса и даже купол церкви Покрова Божьей Матери. Для храма итальянец сделал мозаичные иконы Спасителя и Покрова Божьей Матери. Его искусство вызвало восторженные отклики по всему Крыму, и уже скоро Сальвиати завален работой по созданию мозаик для других святых мест Крыма. В частности, его приглашает сам император Александр III для создания новой иконы «Воздвижение Честного Креста» в ливадийской церкви.  Кроме Сальвиати над росписью церкви Покрова Божьей Матери трудились художники Д.И.Гримм и М.В.Васильев.

От Константина Николаевича имение с церковью Покрова Божьей Матери перешло во владение его сыновей Дмитрия и Константина, которые продали его наследнику престола, будущему Николаю II в 1894 году. Последний император часто бывал в Крыму, любил он и своё имение в Ореанде. После смерти его отца Александра III наследнику престола досталось и Ливадийское имение, где старый дворцовый комплекс Николай приказал разобрать и выстроить новый. Между Ливадией и Гаспрой, как раз над Нижней Ореандой проложили  существующую и ныне Царскую (Солнечную) тропу.  Ротонда над одним из изгибов тропы указывает вниз на то место, где некогда стоял императорский дворец, а сегодня  из-за зеленых крон выглядывает приветливая церковь Покрова Божьей Матери. Этот храм упомянул Чехов в своём блестящем рассказе «Дама с собачкой».

После окончания Гражданской войны новая власть не сразу ополчилась на церковь Покрова Божьей Матери. Поначалу было признана большая ценность мозаичных работ Антонио Сальвиати и они показывались желающим, словно музейные. В 1927 году по южному побережью Крыма пронеслась разрушительная подземная волна землетрясения 1927 года, повредившая основательно здание церкви. Власти тут же воспользовались поводом для закрытия церкви Покрова Божьей Матери, которая находилась на то время на балансе Ливадийского комплекса. 

Новую угрозу церкви Покрова Божьей Матери стал представлять строящийся пансионат «Нижняя Ореанда». Учитывая высокую статусность нового объекта, небольшой храм, скромно стоящий в сторонке уже без креста, было решено снести. Вмешательство неравнодушных людей спасло церковь Покрова Божьей Матери. Энтузиасты сохранения исторического прошлого Крыма смогли доказать, что старый храм Ореанды – архитектурный памятник. Здание спасли от уничтожения, но не от унижения. В некогда красивом храме размещались   продовольственный и строительный склады, мастерские.

Современность церкви Покрова Божьей Матери

После развала Советского Союза прихожанам досталось тяжелое наследство в виде ветхого и разваливающегося здания церкви Покрова Божьей Матери. В стенах трещины, в кровле – дыры, оползни внесли свою лепту в разрушение храма. Из многочисленных мозаичных шедевров сохранился только образ Спасителя Христа над папертью, изображение ангелов и апостолов на куполе и парусах и ещё несколько изображений. Мозаики пола, образ Покрова Божьей Матери, множество икон – всё исчезло в советское время.  

И вот в 1992 году, как раз к празднику Благовещения Пресвятой Богородицы, местные жители привели в достойное состояние церковь Покрова Божьей Матери, для того, чтобы её натерпевшиеся стены впервые за много десятилетий услышали Божественную литургию.

В 2001 году возле храма построили звонницу с двухскатной крышей и крестом, для которой был отлит донецкими мастерами шестисоткилограммовый колокол. В 2002 году колокол и звонница были освящены протоиереем Николаем Доненко, первым настоятелем церкви Покрова Божьей Матери со времени её закрытия.

История постройки церкви Покрова Божьей Матери

В основу храма лег строительный материал, полученный  при разборке сгоревшего дворца. Ориентацию алтарной апсиды пришлось немного изменить с восточной на юго-восточную дабы не пришлось рубить многовековый деревья этой прекрасной местности, которой так восхищался Константин Николаевич. На одном из таких деревьев повесили колокола числом пять штук, так как ни звонницу, ни колокольню строить не предполагалось. Здание церкви быстро росло, и уже к концу 1885 года оно было полностью готово. 

Храм получился небольшим, но красивым. Великий князь был очень доволен результатом. Для внутренней отделки в Крым был приглашен знаменитый мастер мозаичных работ итальянец Антонио Сальвиати. Мозаика покрыла пол, паруса и даже купол церкви Покрова Божьей Матери. Для храма итальянец сделал мозаичные иконы Спасителя и Покрова Божьей Матери. Его искусство вызвало восторженные отклики по всему Крыму, и уже скоро Сальвиати завален работой по созданию мозаик для других святых мест Крыма. В частности, его приглашает сам император Александр III для создания новой иконы «Воздвижение Честного Креста» в ливадийской церкви.  Кроме Сальвиати над росписью церкви Покрова Божьей Матери трудились художники Д.И.Гримм и М.В.Васильев.

От Константина Николаевича имение с церковью Покрова Божьей Матери перешло во владение его сыновей Дмитрия и Константина, которые продали его наследнику престола, будущему Николаю II в 1894 году. Последний император часто бывал в Крыму, любил он и своё имение в Ореанде. После смерти его отца Александра III наследнику престола досталось и Ливадийское имение, где старый дворцовый комплекс Николай приказал разобрать и выстроить новый. Между Ливадией и Гаспрой, как раз над Нижней Ореандой проложили  существующую и ныне Царскую (Солнечную) тропу.  Ротонда над одним из изгибов тропы указывает вниз на то место, где некогда стоял императорский дворец, а сегодня  из-за зеленых крон выглядывает приветливая церковь Покрова Божьей Матери. Этот храм упомянул Чехов в своём блестящем рассказе «Дама с собачкой».

После окончания Гражданской войны новая власть не сразу ополчилась на церковь Покрова Божьей Матери. Поначалу было признана большая ценность мозаичных работ Антонио Сальвиати и они показывались желающим, словно музейные. В 1927 году по южному побережью Крыма пронеслась разрушительная подземная волна землетрясения 1927 года, повредившая основательно здание церкви. Власти тут же воспользовались поводом для закрытия церкви Покрова Божьей Матери, которая находилась на то время на балансе Ливадийского комплекса. 

Новую угрозу церкви Покрова Божьей Матери стал представлять строящийся пансионат «Нижняя Ореанда». Учитывая высокую статусность нового объекта, небольшой храм, скромно стоящий в сторонке уже без креста, было решено снести. Вмешательство неравнодушных людей спасло церковь Покрова Божьей Матери. Энтузиасты сохранения исторического прошлого Крыма смогли доказать, что старый храм Ореанды – архитектурный памятник. Здание спасли от уничтожения, но не от унижения. В некогда красивом храме размещались   продовольственный и строительный склады, мастерские.

  Современность церкви Покрова Божьей Матери

После развала Советского Союза прихожанам досталось тяжелое наследство в виде ветхого и разваливающегося здания церкви Покрова Божьей Матери. В стенах трещины, в кровле – дыры, оползни внесли свою лепту в разрушение храма. Из многочисленных мозаичных шедевров сохранился только образ Спасителя Христа над папертью, изображение ангелов и апостолов на куполе и парусах и ещё несколько изображений. Мозаики пола, образ Покрова Божьей Матери, множество икон – всё исчезло в советское время.  

И вот в 1992 году, как раз к празднику Благовещения Пресвятой Богородицы, местные жители привели в достойное состояние церковь Покрова Божьей Матери, для того, чтобы её натерпевшиеся стены впервые за много десятилетий услышали Божественную литургию.

В 2001 году возле храма построили звонницу с двухскатной крышей и крестом, для которой был отлит донецкими мастерами шестисоткилограммовый колокол. В 2002 году колокол и звонница были освящены протоиереем Николаем Доненко, первым настоятелем церкви Покрова Божьей Матери со времени её закрытия.

  При использовании - https://krymkrymkrym.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последние новости

Меры по предотвращению ВИЧ-инфекции в городе

Важно повышать осведомленность населения о ВИЧ и его последствиях.

Рост числа доноров костного мозга в Крыму

Количество участников Федерального регистра доноров костного мозга в Крыму увеличилось на 60,4%.

Рост заболеваемости респираторными инфекциями в Крыму

За последнюю неделю в Крыму наблюдается резкий рост случаев респираторных инфекций.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Анапе, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *