Проповедник из Инстаграма
Современный и, как показывает практика, результативный подход к своему делу выработал священник, настоятель армянской церкви Сурб Акоб в Симферополе.
1. Многие исследования сегодня говорят о том, что нынешнюю молодёжь церковные каноны и атрибутика отпугивают и что дети, которые растут сегодня, уже не приведут своих детей в церковь завтра. Насколько это соответствует действительности?
– Я думаю, что сегодня церковь должна быть более понятной людям, более доступной и готовой к диалогу со всеми. Иначе есть опасность превратиться в музей, сохранить традиции и предания, но оставить много молодых душ за церковной оградой.
2. Что именно, по-вашему, нужно изменить?
– Я считаю, что священник должен знать язык времени, не становиться таким же, как все, но говорить с человеком на его языке. То же касается и языка проповеди.
3. Может ли современный пастырь обращаться к своей пастве через Интернет? Не противоречит ли это церковным канонам?
– Если цель стоит донести слово Божье – никаких преград нет. Главное, чтобы не происходило при этом подмены понятий и ценностей, а сам священник не становился шоуменом и оставался служителем Господа. Интернет – это сегодня самая большая площадка для проповеди. Мало людей приходит в церковь в течение недели, все работают, занимаются бытовыми вопросами. Единственный день, который можно посвятить церкви, – воскресенье. А что можно донести за один день? При этом священник заканчивает литургию, выходит в народ, к нему подходит один, два, три, пять человек.... Остальные, которые тоже хотят что-то спросить, видят, что вокруг него много людей, и понимают – придётся ждать. Они уходят и позже задают свой вопрос через социальные сети. Позволительно использовать возможности современности, но важно не смещаться в сферу сугубо виртуальную. Нужно поддерживать личные отношения с паствой.
4. Много ли желающих получить ответы на свои вопросы именно по переписке?
– Вопросов приходит много, и часто такие, на которые, конечно, было бы хорошо ответить лично. При всех плюсах в целом социальные сети сегодня мне кажутся даже больше асоциальными. Картина такова, что человек сидит дома и по разным причинам, в том числе из-за стеснения, страхов и стереотипов, не хочет приходить куда-то, неважно куда, чтобы обсуждать там свои проблемы. И, получается, социальные сети, предоставляют дистанционную возможность решения насущных проблем, но всё же оставляют его в виртуальном мире, в одиночестве.
5. Бывают ли ситуации, когда вы отказываетесь отвечать человеку по переписке?
– Интернет не должен заменять нашу настоящую жизнь, это, пожалуй, моя основная позиция. Да, действительно бывают такие случаи, когда я говорю, что не буду отвечать на вопросы по переписке. Особенно если вопрос касается семейных отношений. Потому что вопрос очень серьёзный, а такая попытка его решения говорит о том, что человек это серьёзно не воспринимает. Я всегда говорю: если для тебя это важно – приходи, и мы с тобой посоветуемся, поговорим и подумаем.
6. Насколько в обществе укоренены стереотипы о верующих людях и насколько они не соответствуют действительности?
– Да, к сожалению, в обществе распространён стереотип, что верующие люди – это, условно говоря, бабушки, которые всё потеряли и единственное утешение находят в храме. Но это, конечно же, не так. Церковь – это живой организм, состоящий из разных людей с самыми разными профессиями и интересами.
7. Как относитесь к суевериям, считаете ли это проблемой, с которой надо бороться?
– К большому сожалению, в армянской среде это достаточно болезненная тема. Церковь активно борется с этим, пытаясь искоренить все проявления суеверия в обществе. Все эти постучать по дереву, колючку на дверях повесить, разные кулоны в виде глазков, красные ниточки на запястье и т. д. – это уже, в конце концов, просто смешно. У всего этого есть история, объяснения, но многие не обременяют себя размышлениями и, не задумываясь, наивно верят в скорейшее исполнение желаний. Суеверие – вера всуе, вера в пустое.
8. Закон о защите прав верующих всё чаще всплывает в СМИ. Что об этом думаете?
– Прежде всего необходимо научиться отделять оскорбление в адрес Бога от ущерба, причинённого нашей собственной самооценке, а также отделять кощунство и богохульство от критики наших собственных заблуждений. Свобода слова является одним из основных прав человека, оно равно для носителей любых вероисповеданий, но всё же в обществе хочется видеть взаимное уважение, межнациональный и межрелигиозный мир.
9. Вы как священнослужитель как относитесь к гомосексуализму?
– Позиция одна. Есть Священное Писание, которое всячески указывает нам на то, что здоровая семья состоит из одного мужчины и одной женщины. Никак иначе. Все остальные связи противоестественные. В рамках моего пастырского служения мне дважды приходилось беседовать с мужчинами, являющимися гомосексуалистами. Оба в разные промежутки времени (кто-то раньше, кто-то позже) осознали, что совершили ошибку, и изменили свой образ жизни. Да, многие их сегодня защищают, приводя аргумент: «Он таким родился». Но я видел, как человек менялся и сам говорил: «Я не родился таким, просто я так жил». Мы должны быть готовы помочь каждому человеку исправить ошибки, покаяться и изменить свою жизнь.
10. Как научиться жить в мире с собой, окружающими, не совершая зла? Нужно ли быть особенным, чтобы быть счастливым, и что есть счастье?
– Я абсолютно уверен, что мир и покой человек может обрести, только если делает всё, чтобы стать ближе к Богу. Потому что окружающий мир нас провоцируют на обратное. Политика, митинги, скандалы с участием знаменитостей – всем этим заполнены наши будни. Мы стали настолько политизированы, что уже не представляем своей жизни без обсуждения этих тем. Я не думаю, что многих это по-настоящему беспокоит, просто разного рода громкие события отвлекают нас от повседневных забот и реальных проблем, в том числе и духовных. Надо суметь отказаться от всего, что мешает нам быть в мире с Богом и самим собой, от того, что вызывает в нас гнев, зависть и беспокойство.
О себе и о Крыме
– Я родился в городе Баку, Азербайджанская ССР. После погромов и гонений против армянского населения, происходивших там в 1988-1990 годах с семьёй ухали как беженцы в Армению. Но прожили там не так долго. Обстановка в стране была сложная – землетрясение, война в Нагорном Карабахе. Оттуда мы уехали жить в Кисловодск, где я вырос, окончил лицей и с пяти лет служил в местном армянском храме. В Крым мой путь был очень долгим. В 16 лет уехал учиться в Армению, служил в Москве, Якутии, Твери и наконец оказался здесь.
– Крым – поистине прекрасное и благословенное место. Побывав в разных регионах и городах России, могу сказать, в Крыму люди совершенно другие. Например, в Центральной России люди всегда куда-то бегут, все в заботах, с суровыми и часто грустными лицами. Когда впервые в Крыму во дворе многоэтажек я увидел, как люди собираются, общаются, гуляют с детьми до позднего часа, – был удивлён. На то, конечно, есть свои причины: в Крыму благоприятные климатические условия, много солнца и невероятной красоты природа.
– Для Армян Крым имеет особое историческое, культурное и духовное значение. Здесь сохранились более 150 исторических памятников, в том числе монастыри, церкви, поклонные каменные кресты, возведённые и установленные нашими предками. И сегодня армяне, проживающие в Крыму, это не закрытая община. Мы стараемся внести свой вклад в развитие региона и считаем себя его полноправными жителями.
Егор Петрунин
Последние новости
Рост спроса на недвижимость в Крыму
В 2023 году наблюдается значительное увеличение интереса к квартирам бизнес-класса.
Проверка интернет-магазинов ветеринарных препаратов выявила множество нарушений
Специалисты Россельхознадзора обнаружили 127 сайтов, торгующих без лицензии.
Право на средний заработок для жителей Крайнего Севера
Конституционный суд РФ закрепил права работников, уволенных в связи с сокращением штата.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией