Пройти и Рим и Крым
Как Косма и Дамиан помогают полуострову В официальном житии святых Космы и Дамиана Крым не упоминается, не упоминается он даже в соответствующем разделе вездесущей Википедии.
В официальном житии святых Космы и Дамиана Крым не упоминается, не упоминается он даже в соответствующем разделе вездесущей Википедии. Но народные предания связывают с этими святыми, жившими в Риме в III веке, источник с целебной водой, с незапамятных времен известный среди местного населения как Савлух-Су (здоровая вода). Якобы именно здесь, в той самой местности, где позже появился мужской Космо-Дамиановский монастырь, святители, прославившиеся врачеванием, прятались от гнева римского правителя.
Свято местоСегодня Космо-Дамиановский монастырь находится на территории Крымского природного заповедника, поэтому попасть в него не так-то легко. В прошлом году верующие смогли попасть в монастырь на Пасху, и крымские ленты новостей тогда облетела новость, что «в монастыре впервые за восемь лет отпраздновали Великий праздник». В этом году с 27 на 28 апреля в обители тоже состоится Пасхальное Богослужение. Начнется оно в 20:00. А весь день 28 апреля будет проходить освящение куличей.
27 апреля, с 16:00 до 19:00, проезд в монастырь через территорию Крымского природного заповедника будет бесплатным, но только по разрешительному письму, которое можно оформить в Симферопольской и Крымской епархии, на подворье мужского монастыря святых Космы и Дамиана в пгт. Партенит и в храме Всех Крымских Святых и Феодора Стратилата в Алуште. В 19:00 27 апреля въезд в заповедник будет закрыт. Тех же, кто сможет обзавестись разрешением, убедительно просят иметь при себе теплые вещи.
Раньше попасть сюда было куда как проще. Ф. С. Рождественский в книге «Свв. Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан и Космодамиановская киновия с целебным источником в Крыму», изданной в 1898 году в Одессе, свидетельствует: «К их целебному источнику, где они творили чудеса, находящемуся в восемнадцати верстах от Алушты, у подножия Яйлы и Чатырдага, стекалось и стекается множество народа, чающего исцеления от различных болезней. Сюда идут и старые, и малые, пробираются и больные, и здоровые, без различия исповеданий и религий: православные — русские и греки, католики, лютеране, татары, караимы, талмудисты евреи и др. Все идут к целебному источнику, с верою и надеждою получить исцеление от своих недугов, телесных и душевных...»
Надежда для всехКосма и Дамиан действительно те святые, которых чтут представители самых различных исповеданий. В русской народной традиции с именами Космы и Дамиана связано немало особых народных верований, примет и почти языческих обрядов. Их почитали покровителями домашнего скота и хранителями кур, считали великими кузнецами, которые куют плуги и раздают их простым людям для возделывания земли, а еще — мудрецами, которые помогают прозрению разума к обучению грамоте. Но это все скорее о других Косме и Дамиане, не «наших», не тех, что пришли в далекую Таврику из Рима. И в этом стоит разобраться.
Оказывается, церковь почитает целых три пары одноименных святых, живших в совершенно разное время и разных местах: Косма и Дамиан Асийские (прославление 1/14 ноября); Косма и Дамиан Римские (1/14 июля) и Косма и Дамиан Аравийские (17/30 октября).
Отличались они не только эпизодами биографий, но и внешним видом. В древних документах среди особых примет бессребреников значатся: Косма и Дамиан Асийские «брадами оба средни равны, в правых руках держат перья, а в левых сосудцы открыты, на ногах сапоги вохра. Преподобная Феодотия матерь их аки Евдокея»; Римские «Косма млад, аки Димитрий Селунский... Дамиан млад, аки Георгий мученик, кудреват... в правых руках держат кресты, а в левых сосудцы»; Косма и Дамиан Аравийские «подобны Флору и Лавру».
Косма и Дамиан Асийские, те, о которых сложилось большинство русских поверий, скончались вполне мирно, остальные приняли мученическую смерть.
Приют для чистых сердцем странниковС Крымом связаны те Косма и Дамиан, что «родились от единого отца и матери и воспитывались в Древнем Риме в христианском благочестии», были они братьями по плоти, близнецами или скорее двойняшками (двоицей). Научившись врачеванию, жили они «в имении своих родителей, в пределах Римских, обходили Рим, соседние города и села для врачевания народа, платы за излечение никакой не брали». Но «злой дух идолопоклонничества не потерпел добродетельного жития угодников Божих» и «явились к царю клеветники со своими изветами». В итоге, братьям пришлось бежать.
Рождественский пишет: «В это тяжкое для них время укрывательства, как нужно полагать, и пришли Косма и Дамиан в крымские горы, где спасались в неприступных тогда горных трущобах, — и врачевали народ, когда представлялся тому случай». Потом они вернулись в Рим, чтобы принять мученическую смерть, но о Крыме не забыли даже после кончины...
Легенда гласит: «Один жестокий муж возненавидел свою жену, увел ее в горы, выколол глаза и оставил среди неизвестных мест, в лесу, вдалеке от жилищ. Несчастная умирала уже от голода, как явились к ней два брата — врачи Косма и Дамиан, подвели ее к горному источнику и велели умыться в нем. Лишь она исполнила это, внезапно возвратилось ей зрение, и она спокойно вернулась домой и рассказала о случившемся». И это был далеко не единственный случай, когда римские чудотворцы помогали крымчанам.
Материальное и духовноеТо, что первый христианский храм появился близ источника еще в Средние века, тоже практически легенда, никаких научных доказательств тому нет. Зато известно, что в середине XIX века архиепископ Иннокентий дал указание обустроить возле Савлух-Су небольшую обитель. Тогда, правда, этому благому начинанию помешала начавшаяся Крымская война. Однако идея осталась живой, и по окончании войны, в 1857 г., монастырь таки начали возводить. Его первым настоятелем стал игумен Макарий. При нем обитель отстроилась, появилось два храма, часовня, притвор для гостей, хозяйственные здания. А 1 июля (по старому стилю) 1862 года, в день празднования святых бессребреников Космы и Дамиана, епископ Алексий прибыл к источнику и, как свидетельствуют современники, «торжественно внес частицы св. мощей, утвердив их в храмовой иконе свв. Космы и Дамиана на вечные времена, для благоговейного чествования и поклонения с верою притекающих сюда и молящихся об исцелении от болезней душевных и телесных».
В последний год XIX столетия церковные власти распустили мужскую братию. Но, поистине, свято место пусто не бывает — в начале века ХХ здесь открыли женский монастырь, который своим процветанием и щедрым финансированием был обязан самому Николаю II. Николай Александрович с семьей приезжал сюда в 1911 году и высказал надежду, что вода из источника исцелит от болезни его сына цесаревича Алексея. Тогда же было принято решение создать в окрестностях заповедные места для царской охоты. Они и стали основой нынешнего Крымского природного заповедника.
Монастырь значительно пострадал во время Великой Отечественной войны. Немцы, борясь с партизанами, уничтожили все здания, находящиеся на территории монастырского комплекса. От давних времен осталась только каменная часовня и вера людей в возможность чудесного исцеления.
Елена БОНДАРЮК
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 526 от 26 апреля 2019 года
Последние новости
Территориальный отдел по Черноморскому и Раздольненскому районам Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю информирует
Роспотребнадзор информирует: На горячую линию по противодействию контрафакту, запущенную Международной ассоциацией «Антиконтрафакт», поступил ряд сообщений о возможных мошеннических действиях,
В Алуште прокуратура защитила права инвалида, который вынужден был самостоятельно покупать лекарства
Прокуратура города Алушты провела проверку по обращению местного жителя нарушении его права на льготное лекарственное обеспечение.
132 крымчанина поддержали донорскую акцию «Крым в сердце моём» в Ялте
Донорская акция «Крым в сердце моём» прошла с 20 по 24 января в г. Ялта.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований