Упаковка молочных продуктов как фактор качества
За последние годы потребление пластиковой упаковки для молочной продукции в России вырос существенно. С ее возросшей популярностью доля её использования в общем объеме упаковочных материалов подошла к отметке в 40%. Вследствие суровой экономической и геополитической обстановки в России отечественные производители упаковки стремятся увеличить производственные мощности, чтобы обеспечить спрос на рынке. Но при этом молочные производители повышают требования к качеству молочной тары, делая ее наравне с зарубежными аналогами.
В данной статье мы рассмотрим различные типы упаковки для молочной продукции и необходимые требования, которые выдвигаются к ним российским законодательством.
Разнообразие упаковки молочной продукции на сегодняшний день заставляет покупателей проводить не одну минуту возле прилавков, присматриваясь и выбирая. От производителей требуется предложить клиентам действительно качественный и полезный продукт, а это возможно, если знать, какие упаковочные материалы должны использоваться для каждой группы молочных товаров и какой вид фасования следует применять в каждом конкретном случае.
Мягкая упаковка, такая как фин-пак или берта-пак, изготавливается из полиэтилена повышенной прочности. Эти упаковки имеют форму пакета и чаще всего используются для розлива пастеризованного молока. Главным преимуществом мягкой упаковки являются ее низкая себестоимость и малый вес. Однако есть и минусы — низкие сроки хранения продукта, а также возможность потери формы упаковки после ее вскрытия.
Полужесткая упаковка, которая производится из различных термопластов, имеет преимущества перед полиэтиленовыми пакетами. Упаковка обладает предусмотренной конструкцией крышки, пленки или фольги, которые закрывают ее, а также форму, что делает ее идеальной для хранения кисломолочной продукции. Чаще всего в такой упаковке можно встретить йогурты, сметану, ряженку, творог. Полужесткая упаковка удароустойчива, сохраняет форму и, если использовать многослойный барьерный материал и газовую среду при упаковке, увеличивает сроки хранения продуктов в 2–3 раза.
Полужесткая упаковка, изготовленная из листовых и комбинированных материалов, таких как тетра-пак, тетра-брик, пюр-пак, элопак, считается одним из самых популярных и экологических видов упаковки молочной продукции. Она имеет прочный материал, легкость, компактность и возможность для вторичной переработки. Самым востребованным пакетом данного вида фасования является тетра-пак, который полностью защищает продукт от света и позволяет хранить молочную продукцию в течение длительного срока.
Из ежегодного производства около 33 млн тонн молока в России, каждый житель потребляет в среднем 173 литра. Медицинская норма потребления молока составляет 392 литра, из которых 116 литров — цельного молока.
Статья о молочной таре: маркировка и дизайн
По законодательству производитель обязан прописать определенную информацию на упаковке молочной продукции. Среди указаний должны быть наименование товара, масса нетто, дату изготовления, срок хранения, штрих-код и прочее. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011), вступивший в силу на территории России в 2012 году, подробно описывает требования к маркировке тары. Согласно документу, на упаковке должны быть указаны цифровое и/или буквенное обозначение материала, из которого изготовлена тара, а также соответствующие пиктограммы и символы.
Кроме того, производитель должен предоставить рекомендации, как, например, «Встряхнуть перед употреблением!», «Вскрытый пакет употребить в течение суток», и сведения о пищевой и энергетической ценности продукта. Для молочной продукции на упаковке должны быть указаны данные о максимальном содержании в жировой фазе продукта насыщенных жирных кислот, трансизомеров жирных кислот и других характеристик.
Касательно дизайна упаковки молочных продуктов, ни в одном регламентирующем документе не прописывается конкретных требований. Тем не менее, у многих производителей есть своя концепция об оформлении упаковки для данной категории продуктов. Обычно в дизайне используются зеленые луга, картинки коров, белый фон и т.д. Некоторые производители, однако, идут дальше и предлагают новые дизайнерские решения.
В Лондоне, например, можно найти молоко в бутылках с двумя горлышками. В Новосибирске продается молоко, упакованное в коробку в форме головы Бэтмена. В Северодвинске выпускают молоко в коробках черного цвета. Один дизайнер из Техаса создал упаковку, в виде коровьего вымени. Чтобы налить молоко из этой упаковки, нужно сдавить рукой коробку, имитируя движения в процессе доения.
Как выбрать правильную упаковку для молочных продуктов
Постоянно растущий ассортимент молочной упаковки от производителей включает новые и инновационные подходы в использовании материалов для упаковки товаров, однако, всё равно можно выделить несколько вариантов самых оптимальных упаковок для разных типов молочных продуктов.
1. Молоко и жидкие молочные продукты. Эти продукты чаще всего фасуют в пластиковые бутылки из поликарбоната и полиолефинов, а также в пакеты из комбинированных материалов. При использовании метода асептической обработки упаковкой придается высокая степень гигиеничности, что гарантирует безопасность продукта и позволяет его хранение в продолжительные сроки.
2. Кисломолочная продукция. Для упаковки кефира, ряженки, йогурта, сметаны и других кисломолочных продуктов чаще всего используется полужесткая тара из комбинированных материалов, а также небольшие полужесткие емкости из ударопрочных материалов. Очень популярна многослойная и комбинированная упаковка, которая включает внешние слои с белым пигментом (диоксид титана) и средний слой с черной сажей. Эта опция не пропускает свет, что гарантирует сохранность продукта в течение долгого времени.
3. Творожная продукция и сливочное масло. Основные требования, которые предъявляются к упаковке в данной категории товаров - это высокая жиронепроницаемость и прочность во влажном состоянии. Это предоставляет возможность использовать пергаментную бумагу, пакеты из термопластов, ламинаты на основе бумаги и термопластов, фольгу двух- и трехслойной конструкции, а также полужесткую тару из ламинатов на основе картона и полимерных материалов.
4. Мороженое. Традиционный вариант упаковки включает использование бумаги (пергамент, пергамин, подпергамент, парафинированные и ламинированные материалы в сочетании с термопластами, алюминиевой фольгой и др.), а мороженое, содержащее не менее 5% молочного жира, фасуют в стаканчики из полипропилена, которые легко герметизируются, применяя горячие и холодные методы склеивания.
5. Мягкие сыры. Для упаковки мягких сыров используют парафинированные компоненты, монопленки с полимерными материалами, обладающими высокой степенью усадки, комбинированные материалы с разными структурами и сочетанием слоев, расплавы, растворы и водные дисперсии из высокомолекулярных соединений различной химической природы.
6. Детское питание. Для упаковки детского кефира, молока, сока и других жидких продуктов чаще всего используют пакеты тетра-брик-асептик, которые состоят из нескольких слоев полиолефинов, картона и алюминиевой фольги. Это обеспечивает продукту форму, защиту от влаги и герметичность. Сухие молочные смеси упаковывают в картонные пачки с вкладышем из полимерных материалов типа цефлена, который обладает высокими защитными свойствами и гарантирует продукту длительное хранение в упаковке. В последнее время для детского питания все большую популярность приобретают пластиковые термоформованные стаканчики из полипропилена, материала, который разрешен для пакования детской пищи.
Сегодня, при выборе упаковки для молочной продукции, производитель должен учитывать не только ее внешний вид и характеристики, но и способ ее открытия. Наличие удобного механизма открытия упаковки является одним из ключевых факторов, влияющих на решение потребителя о покупке продукта. С помощью новых технологий были созданы различные способы закрытия/открытия пакетов с молочной продукцией. Некоторые из них наиболее популярны:
- перфорация – для вскрытия упаковки нужно просто отогнуть верхние углы пакета, расправив его, и надорвать по указанной линии;
- отрывной ярлычок – дает возможность открыть пакет без помощи ножниц, закрывает отверстие для питья и закрепляется на пакете;
- пластиковая крышка – подходит для многократного использования, изготавливается из полипропилена, ее легко открывать и закрывать;
- крышка обтекаемой формы – открывается с характерным щелчком, в открытом положении поднимается вертикально и не может потеряться, расположенная под ней мембрана дает гарантию того, что пакет не был открыт ранее;
- отверстие для соломинки – пробивается в пакете в специальном месте, обеспечивает быстрое и удобное потребление продукта.
Также существуют и более инновационные виды упаковок, предоставленные современными технологиями. Наиболее популярной среди них является пластиковая тара, например, в форме стаканчиков. Она успешно используется для различных молочных продуктов, таких как сметана, майонез, йогурты, творожные сыры, супы и другие подобные продукты. Использование таких упаковок обусловлено их низкой стоимостью и возможностью индивидуализации, а в случае изготовления емкостей из полипропилена с дополнительным внутренним высокобарьерным слоем EVOH, такие упаковки могут пролонгировать срок хранения молочной продукции. Способы открытия/закрытия такой упаковки бывают разнообразными: пленка с крышкой-нахлобучкой или без нее, крышка-нахлобучка, высечка (платинка) из фольги.
Недавним новшеством является асептическая упаковка, при которой продукт и упаковочный материал сначала стерилизуются, а затем тара наполняется пищевым сырьем и закупоривается в условиях стерильности. Такая технология обеспечивает защиту от быстрой порчи продукта, дополнительно способствуя пролонгации сроков хранения без применения консервантов. Состав такой упаковки обычно включает картон, полиэтилен и алюминий.
Производители молочной упаковки предлагают широкий выбор продукции, различающейся по форме, материалу изготовления и способам фасования. Однако выбор между ними может быть сложным, так как каждое решение имеет свои преимущества и недостатки. Тем не менее, увеличение срока годности молочной продукции является одной из ключевых задач современных производителей, и различные инновационные упаковки вносят в этом важный вклад.
Фото: freepik.com