Выездные и камеральные налоговые проверки: сходство и отличия

Выездные и камеральные налоговые проверки: сходство и отличия

Федеральная налоговая служба России (ФНС) доначислила почти 138 млрд рублей в федеральный бюджет в 2021 году в результате налоговых проверок, согласно официальному сайту ФНС России.

Одной из главных целей каждой налоговой проверки является контроль за соблюдением компанией налогового законодательства и соответствия суммы уплаченных налогов и сборов действительности. Однако, налоговые проверки самого разного рода, поэтому они могут отличаться по своим особенностям.

Компании имеют огромное количество работы при подготовке необходимых документов и их предоставлении налоговым органам, чтобы убедиться в соблюдении налогового законодательства.

Организации могут столкнуться с двумя видами налоговых проверок: выездной и камеральной. Независимо от выбранного варианта, цель проверки всегда заключается в сопоставлении предоставленной налоговой отчетности с реальной деятельностью компании.

Как следует из названия, выездная проверка проводится на месте нахождения предприятия и требует активного участия его представителей. Проверка может быть назначена только по решению руководителя налогового органа и чаще всего проводится в случае наличия у фискальных органов оснований подозревать о налоговых нарушениях. Цели выездной проверки заключаются в контроле за правильностью исчисления и внесения в бюджет налогов и сборов, взыскании недоимок по налогам и пеням, привлечении к ответственности лиц, совершивших налоговые правонарушения, и предупреждении этих правонарушений.

Камеральная проверка, в свою очередь, является регулярной и проводится на основе данных, предоставляемых самой организацией, а также уже имеющихся у ФНС. В отличие от выездной проверки, в камеральной представители компании не участвуют. Процедура проходит без уведомления организации и состоит в анализе налоговых деклараций и расчетов. Цели камеральной проверки сводятся к выявлению налоговых нарушений, контролю соблюдения законодательных нормативных правовых актов о налогах и сборах, взысканию сумм неуплаченных или не полностью уплаченных налогов и пеней, а также наложению налоговых санкций, если для этого имеются основания.

Важно отметить, что риски проведения внеплановой налоговой проверки могут оценить специалисты, которые также смогут дать рекомендации по ее прохождению с минимальными потерями.

Правильность исчисления и уплаты налогов – это общая цель как камеральной, так и выездной налоговой проверки. Однако, есть некоторые различия между ними:

Основание для проверки

Камеральная налоговая проверка начинается с того, что сама организация подает декларацию в ИФНС без распоряжения со стороны инспекции. Выездная же налоговая проверка проводится только если компания попала в план выездных проверок ФНС или если ее действия выглядят подозрительными.

Предмет проверки

Выездная налоговая проверка предполагает более глубокое изучение документации и возможных схем ухода от уплаты налогов, а также выявление других серьезных недочетов. При проведении выездной проверки ФНС может проверить правильность расчета и уплаты сразу нескольких выплат. Камеральная же налоговая проверка фокусируется только на проверке ошибок и правильности в расчетах, а также своевременности подачи документов в налоговый орган.

Место проведения проверки

Камеральная налоговая проверка проходит без выезда инспекции на территорию проверяемой организации, а все работы делаются в кабинетах сотрудников ФНС. Проверка налоговой инспекции места работы компании проводится только в случае, если она не может предоставить место ревизорам, но может проводиться и на территории инспекции.

Сроки проведения налоговой проверки

Сроки камеральной налоговой проверки составляют 3 месяца со дня подачи документов в ИФНС, так как все документы компании подаются один раз в квартал. Если же были найдены неточности, ошибки или намеренные искажения, то срок проверки может быть продлен. Выездная налоговая проверка обычно длится 2 месяца, однако в некоторых случаях этот срок может быть продлен до 4 или даже до 6 месяцев. Основания для продления сроков проведения проверки могут быть:

  • юридическое лицо, которое является крупнейшим налогоплательщиком;
  • противодействие сотрудникам ФНС при проверке;
  • сведения о нарушении законодательства об уплате налогов и сборов со стороны других контролирующих структур;
  • форс-мажорные обстоятельства;
  • большое количество структурных подразделений у налогоплательщика. Если количество дочерних организаций меньше четырех, то сроки проверки увеличатся до 4 месяцев, если же их более десяти, то срок проверки может быть увеличен до шести месяцев.

Оспаривание результатов проверки

Если результаты налоговой проверки не устроили компанию, то можно подать жалобу и оспорить решение о штрафах и доначислениях. Для этого нужно обратиться к компетентным специалистам, которые разбираются в налоговом законодательстве.

Результаты налоговых проверок: как получить акт и чего опасаться

Для предпринимателей, прошедших камеральную налоговую проверку, получение акта может стать первым сигналом, что что-то пошло не так. Этот документ высылается налоговой службой только в случае обнаружения ошибок или нарушений в документации. Если же все в порядке, бизнесмен не узнает о проверке. В результате камеральной проверки ФНС может потребовать доплаты налогов с пенями, запросить уточненную декларацию или оштрафовать компанию за нарушение сроков подачи.

Решение по результатам выездной проверки компании готовится на основе акта и справки. Руководитель или уполномоченное лицо получают решение вручную. Если же проверка выявляет нарушения, ФНС может доначислить налоги и наказать компанию штрафами и пенями. Умышленные нарушения могут привести к штрафу в размере 40% от доначислений и пеней.

Чтобы уберечь себя от неприятностей, связанных с налоговыми проверками, целесообразно обратиться за помощью в компанию, имеющую положительную репутацию и большой опыт в этой сфере. При возникновении судебных разногласий с ФНС обычно сторона бизнеса уступает, поэтому предпринимателям стоит серьезно отнестись к своевременной оценке своих налоговых рисков и подготовке к проверкам. В случае выявления нарушений по результатам выездной проверки у компании может возникнуть уголовное дело или налоговый орган может инициировать процедуру ее банкротства. Владелец или руководитель компании может оказаться привлеченным к субсидиарной ответственности.

Руководитель налоговой практики компании «КСК ГРУПП», кандидат юридических наук Роман Шишкин, дал советы по подготовке организации к налоговой проверке. В случае, когда камеральная налоговая проверка превращается в выездную, подготовка документов является важной задачей для представителей организации. Инспекторы стремятся доказать нарушения со стороны компании, поэтому необходимо подготовить документы и сотрудников таким образом, чтобы компания смогла отстоять свою правоту на этапе досудебных разбирательств или в суде. Стоит отметить, что на уведомление о предстоящей проверке не всегда хватает времени, поскольку инспекция не предупреждает о дате прибытия.

Существует возможность предупредить всех постоянных контрагентов о налоговой проверке, чтобы они могли подготовить необходимые документы для подтверждения сделок. Важно проверить реквизиты, печати, подписи, даты, чтобы документы были соответствующими с обеих сторон.

Если выездная налоговая проверка все же состоится, то компания может оказаться в трудной ситуации. Кроме того, не всегда возможно положиться на сотрудников компании или успеть самостоятельно изучить все нововведения в налоговое законодательство в короткий срок. В таких случаях всегда можно обратиться к независимому специалисту в области аудита или привлечь экспертов, чтобы оспорить решение ФНС о доначислениях.

Компанию «КСК ГРУПП» уже не раз приходилось заниматься оспариванием налоговых доначислений. Один из эпизодов связан с компанией-поставщиком угля. В процессе выездной налоговой проверки инспекторы подвергли под сомнение реальность сделок с одним из контрагентов. Специалисты ФНС установили, что компания не совершала поставки угля, и указали в актах, что у контрагента не было сотрудников, транспорта и складов, а значит такая фирма не могла осуществлять поставки. В результате доначисления в размере 10 млн рублей, в том числе пени и штрафы, были выставлены компании. Поставщик угля, пытавшийся самостоятельно оспорить акт проверки в налоговом органе, не смог добиться успеха. Однако юристы «КСК ГРУПП» вместе с клиентом смогли доказать в Верховном суде РФ, что сделки не были фиктивными.

Офис юридических и консалтинговых компаний, которые специализируются на аудите, в топовых рейтингах в РФ. «КСК ГРУПП» ежегодно доказывает свой профессионализм, занимая лидирующие места. Главная цель компании заключается в том, чтобы клиенты получили не просто совет, а решение своей задачи с просчитанным экономическим эффектом.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *